Банк списал с расчетного счета предприятия платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, что и было отражено в выписке банка. Однако эти суммы не были перечислены на счета получателей. Рассмотрев непоступившие платежи как недоимку, налоговая инспекция и внебюджетные фонды начислили пени. Вправе ли указанные органы исключить из отчетных данных сведения о перечислении налогов и иных отчислений?
Ответ: Информация, содержащаяся в предоставляемой в налоговые органы бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета (п.1 ст.13 Закона РФ от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п.35 Положения "О бухгалтерском учете и отчетности в РФ", утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170). При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам средств по счетам синтетического учета (п.4 ст.8 Закона о бухгалтерском учете).
Основанием для бухгалтерской записи, подтверждающей перечисление в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и иных обязательных платежей (Д-т сч.68 К-т сч.51), является выписка, предоставленная обслуживающим налогоплательщика финансово-кредитным учреждением, о совершении соответствующего денежного перевода.
Этот банковский документ и будет служить основанием для внесения в бухгалтерскую отчетность плательщика соответствующих сведений о его расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами.
В этой связи действия налоговых органов и органов внебюджетных фондов по исключению из отчетных данных налогоплательщика сведений об уплате им соответствующих сумм налогов и внебюджетных платежей не представляются правомерными, поскольку в этом случае остаток по расчетному счету предприятия не будет соответствовать остатку, отражаемому в выписке банка.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в целях налогообложения обязанность плательщика по уплате налогов, прекращающаяся в силу п.3 ст.11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.91 N 2118-1 уплатой либо отменой соответствующего платежа, может считаться исполненной только после непосредственного поступления соответствующих сумм в бюджет или внебюджетный фонд. В противном случае будет иметь место недоимка, взыскиваемая с налогоплательщика в общем порядке. В данной связи следует иметь в виду, что такой подход является лишь изложенным в Письме Президиума ВАС РФ "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов" от 04.04.96 N 1 мнением ВАС РФ (доведено до сведения налоговых органов в Письме Госналогслужбы РФ от 23.04.96 N НП-4-11/39н).
Таким образом, до того момента, как соответствующие суммы налоговых платежей не поступят в бюджет или внебюджетный фонд, обязанность налогоплательщика по их уплате считаться исполненной не может, хотя это и не исключает наличия в его отчетных данных сведений, подтверждающих совершение им перечисления налоговых платежей в бюджет.
18.03.97 Ю. Камфер
АКДИ