В связи с Изменениями и дополнениями N 3 к Инструкции N 39 для экспортеров сложилась сложная ситуация, приводящая к тому, что законная возможность использования льготы по НДС по экспортируемым товарам отодвигается на несколько месяцев и ставится в зависимость от выполнения зачастую непонятных и в то же время труднореализуемых практически требований
Данным документом предусматривается взимание НДС с авансовых платежей по экспортным контрактам. Фактически данная мера означает изъятие у экспортера на несколько месяцев оборотных средств, что вызывает дополнительные затраты;
Требование представления ГТД с отметками пограничной российской таможни, товаросопроводительных документов, подтверждающих поступление товаров в страну назначения для подтверждения экспорта, не дает возможности вовремя воспользоваться льготой многим экспортерам.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 1997 г. N 01-10/04-900
Минфин России рассмотрел Ваше письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость при поставках товаров на экспорт и сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
В связи с принятием указанного Закона Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России внесены Изменения и дополнения в Инструкцию Госналогслужбы России от 11.10.95 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (зарегистрированы Минюстом России 12.09.96 N 1162), согласно которым налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ, услуг.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" возврат налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам производственного назначения, использованным для производства товаров (работ, услуг), реализуемых на экспорт, осуществляется только после поступления выручки на счет налогоплательщика в российском банке. В связи с этим в указанную Инструкцию также внесены дополнения по данному вопросу.
Учитывая изложенное, в Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" не содержится норм, противоречащих действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость в части применения этого налога при получении авансовых платежей в счет предстоящего экспорта товаров и возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам материальных ресурсов, приобретаемых для производства товаров, реализуемых на экспорт.
Что касается срока представления документов, подтверждающих факт экспорта товаров, то такой срок указанной Инструкцией не установлен. В связи с этим и принимая во внимание Решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 1997 г., Госналогслужбой России предполагается внести в вышеуказанную Инструкцию соответствующие изменения в части подтверждения факта экспорта товаров. Минфином России по данному вопросу предложения в адрес Госналогслужбы России направлены.
Так, по мнению Минфина России, при вывозе экспортируемых товаров судами через морские порты для подтверждения факта экспорта товаров за пределы территории государств-участников СНГ и одновременно подтверждения поступления товаров в страну назначения можно считать достаточным наличие следующих документов:
- копии поручения на отгрузку экспортных грузов с указанием
порта разгрузки и с отметкой российской пограничной таможни;
- копии коносамента на перевозку экспортного товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами территории государств-участников СНГ, с отметкой российской пограничной таможни.
При вывозе экспортируемых товаров железнодорожным транспортом из Российской Федерации для подтверждения поступления товаров в страну назначения предлагается считать наличие у экспортера грузовой таможенной декларации (или копии) с отметками пограничного таможенного органа о фактическом вывозе товаров с территории Российской Федерации (за исключением вывоза товаров через границу Российской Федерации с государствами-участниками СНГ); при вывозе товаров через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза - подтверждение пограничного таможенного органа государства-участника Таможенного союза о фактическом вывозе товаров в третьи страны; при вывозе товаров через границу России с государством, не являющимся участником Таможенного союза - грузовой таможенной декларации (или копии), оформленной на экспортируемые из России товары, перемещаемые через таможенные границы государства-участника СНГ в соответствии с таможенным режимом транзита, со штампом пограничной таможни государства-участника СНГ, подтверждающим фактический вывоз товаров за территорию государств-участников СНГ. Кроме того, при вывозе товаров железнодорожным транспортом через границу Российской Федерации с государствами-участниками СНГ для подтверждения вышеуказанной льготы могут быть представлены товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз товаров за границу территории государств-участников СНГ.
При вывозе экспортируемых товаров международным автотранспортом для подтверждения факта экспорта, по мнению Минфина России, должна быть представлена международная товаротранспортная накладная о перевозках международным автотранспортом (или копия) с отметками таможенных органов страны назначения (ввоза товаров).
11.03.97 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С. Д.ШАТАЛОВ