Предприятие зарегистрировано (имеет юридический адрес) в г. Санкт-Петербурге. При этом вся его хозяйственная деятельность ведется на территории г. Великие Луки. В какой из бюджетов в такой ситуации предприятие должно уплачивать налог на имущество?

Ответ: Налог на имущество предприятий и организаций в соответствии с пп. а п.1 ст.20 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" входит в группу налогов субъектов РФ и зачисляется равными долями в бюджет соответствующего субъекта РФ и бюджет района или города по месту нахождения плательщика. При этом согласно п.2 ст.20 Закона непосредственное введение налога на имущество находится в компетенции Российской Федерации, субъекты РФ наделены лишь правом определять конкретные ставки этого вида налога (если законами РФ не установлено иное).

Нормативным актом РФ, устанавливающим налог на имущество предприятий и организаций, является Закон РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", в ст.7 которого также подтверждается тот факт, что сумма платежей по налогу на имущество зачисляется равными долями в бюджет субъекта РФ и районный либо городской бюджет по месту нахождения плательщика. При этом расчет налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период, а также бухгалтерская отчетность также представляются плательщиками в налоговые органы по месту своего нахождения (п.10 Инструкции Госналогслужбы РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий").

В этой связи становится необходимым определить, что считается местом нахождения налогоплательщика: место его государственной регистрации или же место ведения хозяйственной деятельности, поскольку, как показывает практика, такие ситуации вполне возможны.

Нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения, к сожалению, не содержат ответа на интересующий нас вопрос. Между тем мы предлагаем собственную точку зрения на решение этого вопроса.

Согласно п. п.11, 13 Инструкции "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденной Приказом Госналогслужбы РФ от 13.06.96 N ВА-3-12/49, налогоплательщики-предприятия, созданные в соответствии с законодательством РФ, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту их нахождения, представив для этого Заявление о постановке на учет, копии заверенных учредительных и иных подтверждающих создание предприятия документов, а также заполнив Карту постановки на учет налогоплательщика с приложениями (далее - Карта).

При заполнении разд.3 Карты "Местонахождение" в п.3.1 приводится адрес, указанный в учредительных документах предприятия-налогоплательщика или ином распорядительном документе о создании налогоплательщика. Это - юридический адрес предприятия (см. п.3 ст.54 ГК РФ). Кроме того, в соответствии с п.4 Методических указаний для государственных налоговых инспекций по заполнению "Карты постановки на учет налогоплательщика-организации", утвержденных Письмом Госналогслужбы РФ от 29.07.96 N ПВ-6-12/521, в указанном пункте может приводиться адрес, указанный в документе о предоставлении организации юридического адреса.

В п.3.3 разд.3 Карты также указывается адрес постоянно действующего органа налогоплательщика (администрации, дирекции, правления или т. п.) независимо от того, совпадает ли он с адресом, приведенным в п.3.1, или нет.

Как видно, адрес, по которому осуществляется основная хозяйственная деятельность предприятия, в понятие "местонахождение налогоплательщика" не включается. Дополнительным аргументом сказанному является также и то, что данные координаты указываются плательщиком отдельно в Приложении N 1 к Заявлению о постановке на учет.

В данной связи может возникнуть вопрос, какой же из адресов, указанный в учредительных документах, или же адрес, по которому расположена дирекция предприятия, является местом нахождения налогоплательщика. Логика рассуждений, на наш взгляд, тут должна быть следующей.

Инструкция "О порядке учета налогоплательщиков" была издана в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", в котором говорится, что налогоплательщики подлежат в обязательном порядке постановке на учет в органах налоговой службы по месту их регистрации.

При этом в соответствии с п.1.1 изданного в развитие Указа Письма Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБ РФ от 13, 16 августа 1994 г. N ВГ-4-13/94н, 104, 104 "Порядок применения положений Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006" место государственной регистрации юридических лиц определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (например, дирекции). Иными словами, государственная регистрация юридического лица осуществляется в зависимости от места расположения его исполнительного органа.

Таким образом, по Указу N 1006 предполагается, что юридический адрес налогоплательщика и место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа совпадают. Это означает, что сведения, содержащиеся в п. п.3.1 и 3.3 разд.3 Карты постановки на учет, могут оказаться идентичными.

Хотелось бы обратить внимание, что положения Указа N 1006 и Письма Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБ РФ о порядке его применения не противоречат действующим в настоящее время нормам Гражданского кодекса, поскольку в настоящее время до принятия закона о государственной регистрации юридических лиц местом нахождения предприятия признается место нахождения его органов (п.21 Письма Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ".

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует заключить, что местом нахождения предприятия-налогоплательщика считается место его государственной регистрации, осуществляемой в зависимости от юридического адреса предприятия и места расположения его исполнительного органа. В данном случае - это может быть г. Санкт-Петербург (при условии, что исполнительный орган предприятия (дирекция) функционирует именно в этом регионе).

Соответственно, при таких условиях налог на имущество должен полностью уплачиваться в бюджет Санкт-Петербурга, поскольку последний имеет значение и как самостоятельный субъект РФ, и как отдельное территориальное образование.

Следуя предложенной логике далее, можно сказать также и то, что в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в случае, если на территории Великих Лук не только ведется основная предпринимательская деятельность предприятия, но и там же постоянно действует его исполнительный орган (дирекция), на предприятие возлагается обязанность пройти государственную регистрацию в соответствующих органах местного самоуправления и территориальной налоговой инспекции и в конечном счете уплачивать налог на имущество предприятий равными долями в бюджет Псковской области и бюджет г. Великие Луки.

В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в связи с отсутствием в действующем законодательстве четкой нормативной регламентации рассмотренного вопроса предложенный подход является лишь частным мнением автора.

05.03.97 Ю. Камфер

АКДИ