В России насчитываются сотни тысяч малых и средних предприятий, которые в результате существующей налоговой политики находятся в стадии разорения. Мы считаем, что необходимо срочное правительственное Постановление "Об экономической амнистии для малых и средних предприятий", задолженность которых не превышает 500 млн. руб. Амнистия должна "заморозить" задолженность по налогам малых и средних предприятий по всем видам налогов сроком на 2-3 года с условием оплаты этих налогов в рассрочку в размерах на усмотрение самих предприятий исходя из их возможностей, отменить штрафы и пени по налогам за 1996 г., банковский процент на кредиты не должен превышать 30-35%, как это имеет место во всех цивилизованных странах

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 февраля 1997 г. N 04-01-10

В настоящее время осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятий, в частности, предусматривается реструктуризация бюджетной задолженности. Будут рассмотрены основные причины образования задолженности предприятий бюджету.

В соответствии со ст.69 проекта Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год", принятом Государственной Думой 24 января 1997 г., Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу названного Федерального закона предусматривается разработать и утвердить порядок и условия проведения реструктуризации финансовой задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 г., имея в виду предоставление в отдельных случаях указанным предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности, пеней и штрафов сроком на 10 лет. При этом для указанных предприятий и организаций может быть установлен специальный режим осуществления текущих платежей в федеральный бюджет.

В настоящее время в целях реализации указанной нормы Министерством финансов Российской Федерации проводится работа по подготовке проектов постановления Правительства Российской Федерации и порядка проведения реструктуризации финансовой задолженности предприятий и организаций по платежам в бюджеты, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 г., которые позволят, по нашему мнению, на первом этапе частично сократить имеющуюся недоимку бюджету и в дальнейшем создадут предпосылки по ее ликвидации.

Кроме того, проведение реструктуризации финансовой задолженности предприятий и организаций позволит устранить проблемы с выплатой заработной платы.

В соответствии с действующим налоговым законодательством право освобождать налогоплательщиков от уплаты пени и штрафных санкций никому не предоставлено.

Вместе с тем находящийся на рассмотрении в Государственной Думе проект Налогового кодекса предусматривает ряд серьезных изменений по совершенствованию действующей системы налогообложения, по усилению ответственности налогоплательщиков за соблюдение норм налогового законодательства.

Предложения по заложенной в проекте Налогового кодекса системе штрафных санкций предусматривают их четкое разграничение в соответствии с налоговым нарушением, а также снижение их уровня. Впервые дается определение понятия налоговой амнистии и устанавливается порядок ее применения для лица (юридического или физического), совершившего налоговое нарушение и готового принять все возможные меры по ликвидации последствий этого нарушения, т. е. предоставлено право освобождения (какой по сути и является налоговая амнистия) предприятий и организаций от уплаты налогов или штрафных санкций за налоговые нарушения.

Что касается Вашего предложения снизить процентную ставку за банковский кредит, то в условиях развития рыночных отношений в нашей экономике государство не может регулировать процентную ставку кредитных ресурсов, выдаваемых коммерческим структурам, поскольку любое регулирование со стороны государства требует их гарантии возмещения за счет средств бюджета. Искусственное понижение процентной ставки со стороны государства не решит вопрос, так как ее формирование происходит под воздействием спроса и предложения на рынке кредитных ресурсов.

Последовательно и поэтапно решаются проблемы совершенствования налогового законодательства, и параллельно продолжается работа над Налоговым кодексом, принятие которого разрешит назревшие проблемы налоговой системы и будет способствовать рентабельной работе малых и средних предприятий.

25.02.97 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ