О несостоятельности (банкротстве)

(Шестаков В.)

("Административное право", 2013, N 2)

Текст документа

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

В. ШЕСТАКОВ

Владислав Шестаков, юридическая фирма "Адвокат ФРЕММ".

Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", в частности, были внесены изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Эти изменения в очередной раз коснулись положений о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника. Предыдущая попытка модернизации норм о привлечении к субсидиарной ответственности относится к 2009 году. Видимо, законодатель посчитал, что правоприменительная практика, сложившаяся с тех пор, позволяет выявить и устранить недостатки законодательства о банкротстве в этой части.

Прежде всего, нормами законодательства о банкротстве теперь прямо предусмотрено, что руководитель должника может быть признан контролирующим должника лицом.

Также предусмотрено, что вред имущественным интересам кредиторов может быть причинен не только в результате совершения сделок или юридически значимых действий, но также и в результате бездействия.

Закон устанавливает, что контролирующие должника лица, вследствие действий и (или) бездействия которых должник признан несостоятельным (банкротом), в случае недостаточности имущества должника солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

При этом устанавливается "презумпция виновности" таких лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

- причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника;

- документы бухгалтерского учета и (или) отчетности к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат необходимую информацию, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Надо отметить, что "презумпция виновности" во втором случае существовала и ранее, но относилась только к руководителю должника.

В новой редакции Закона указанные положения применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника, то есть круг лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, расширен.

Обязанность по доказыванию отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, как и в предыдущей редакции Закона, возложена на само контролирующее должника лицо. Оно может освободиться от ответственности также в двух случаях:

- отсутствие вины в признании должника несостоятельным (банкротом);

- если лицо действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Хотелось бы отметить, что по сравнению с предыдущей редакцией Закона для привлечения к субсидиарной ответственности необходимо наличие вины. Ранее ответственности можно было избежать только в том случае, если было доказано, что лицо действовало добросовестно и разумно в интересах должника. Критерий вины, с точки зрения законодательства о банкротстве, не имел решающего значения.

Изменились и правила определения размера субсидиарной ответственности.

Ранее такой размер устанавливался исходя из разницы между определяемым на момент закрытия реестра размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и размером удовлетворенных требований кредиторов на момент приостановления расчетов с кредиторами или исполнения текущих обязательств должника в связи с недостаточностью имущества должника, составляющего конкурсную массу.

В новой редакции предусмотрено, что размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Обращает на себя внимание включение в указанный перечень так называемых "зареестровых" требований, что, соответственно, повышает гарантии кредиторов, не сумевших по каким-либо причинам вовремя заявить свои требования.

Изменились и некоторые процессуальные правила подачи и рассмотрения заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В частности, ранее такое заявление могло быть подано в ходе конкурсного производства только конкурсным управляющим, либо по своей инициативе, либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Конкурсные кредиторы получали право на подачу соответствующего заявления только в случае неудовлетворения их требований за счет конкурсной массы, то есть уже после завершения всех мероприятий в рамках конкурсного производства.

Теперь же Закон прямо предусматривает право конкурсного кредитора или уполномоченного органа на подачу заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в ходе конкурсного производства.

Также указанные лица обладают правом на предъявление в суд в рамках дела о банкротстве заявления о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления).

Закон устанавливает сроки давности для подачи заявления о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности для большинства случаев. Такое заявление может быть подано в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом.

В некоторых случаях суды отказывали заявителям в привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по причине невозможности установления размера такой ответственности.

В новой редакции предусмотрено, что в случае, если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности невозможно определить размер ответственности, суд после установления всех иных имеющих значение фактов приостанавливает рассмотрение этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.

Также стоит отметить, что ранее действовавшей редакцией Закона предусматривалось немедленное вступление в силу определения, вынесенного по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. В новой редакции такое положение отсутствует.

На наш взгляд, интересным вопросом является и вопрос о применении норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям") во времени.

Новая редакция Закона вступила в силу с 30 июня 2013 года.

В то же время остается открытым вопрос, к каким правоотношениям следует применять новые положения Закона.

В данном случае полагаем, что можно обратиться к опыту предыдущих изменений норм о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

Такие изменения были внесены Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ),

Порядку применения указанных изменений было посвящено информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 137.

В частности, Президиум ВАС РФ указал, что положения Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение им от имени должника сделки), имели место после дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ.

Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ, то применению подлежат положения о субсидиарной ответственности по обязательствам должника Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ.

Однако процессуальные нормы о порядке привлечения к субсидиарной ответственности подлежат применению судами после вступления в силу Закона N 73-ФЗ независимо от даты, когда имели место упомянутые обстоятельства.

Таким образом, полагаем, что и в рассматриваемом случае судебная практика пойдет по такому же пути, то есть положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям") будут применять в случае, если обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения лица к субсидиарной ответственности, имели место после дня вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ.

Название документа