Смешанный характер договора по использованию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта

(Валиева А. Р.) ("Транспортное право", 2007, N 2) Текст документа

СМЕШАННЫЙ ХАРАКТЕР ДОГОВОРА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

А. Р. ВАЛИЕВА

Валиева А. Р., аспирантка кафедры гражданского права и процесса Государственного университета управления.

Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги. При выполнении экспортных перевозок массовых грузов на иностранные порты железнодорожный транспорт взаимодействует с отечественной портовой индустрией, и этот сегмент рынка в обозримом будущем потребует государственного регулирования. При выполнении грузовых перевозок на средние расстояния он конкурирует с автомобильным и внутренним водным транспортом. При выполнении пассажирских перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт конкурирует с авиационным транспортом, на короткие и средние - с автомобильным. Эффективность железнодорожного транспорта будет определяться темпами реализации реформы отрасли. Стабильность взаимодействия железнодорожного транспорта общего пользования с грузовладельцами, ускорение грузодвижения и снижение транспортных издержек во многом будут зависеть от эффективности организаций железнодорожного транспорта необщего пользования. В целях комплексного решения проблем развития железнодорожного транспорта Правительством Российской Федерации в 2001 г. была принята и начала осуществляться Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Реформирование федерального железнодорожного транспорта предусматривает поэтапное вхождение железнодорожного транспорта в рынок транспортных услуг, коммерциализацию отрасли, сокращение монопольного сектора на железнодорожном транспорте. Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития; формирование единой гармоничной транспортной системы страны; снижение совокупных затрат на перевозки грузов; удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом. Реформа осуществляется на принципах сохранения единой государственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления, государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта; обеспечения управляемости, бесперебойности, устойчивости функционирования железнодорожного транспорта, безопасности движения поездов и экологической безопасности. В настоящее время железных дорог в их прежнем понимании, т. е. как отдельных федеральных государственных унитарных предприятий, не существует. Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 и в соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" учреждено Открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования приведено в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" и в Уставе железнодорожного транспорта. Под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Инфраструктура составляет материальную основу перемещения грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте. В п. 10 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703 "Об утверждении правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" приведено следующее понятие договора: договором по использованию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта называется договор, в соответствии с которым владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, а перевозчик обязуется оплатить указанные услуги. Однако данное определение представляется не совсем корректным, поскольку сводит деятельность владельца инфраструктуры исключительно к оказанию услуг. Очевидно, что договор по использованию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта по своей сути является смешанным, поскольку содержит в себе элементы таких гражданско-правовых договоров, как аренда, хранение, поручение и т. д. Элементы арендных отношений играют весьма существенную роль в правоотношениях, возникающих по использованию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Возможна аренда перевозчиком у владельца инфраструктуры следующего имущества: объектов локомотивного и вагонного хозяйства, не имеющего оборонного значения; железнодорожного подвижного состава, не предназначенного для осуществления специальных железнодорожных перевозок, и т. д. Пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта обязательно сопряжено с его эксплуатацией, а именно с эксплуатацией железнодорожных путей общего пользования, железнодорожных станций, устройств электроснабжения, сетей связи, систем сигнализации, централизации и блокировки и т. д. Существуют следующие варианты использования инфраструктуры железнодорожного транспорта: 1. Владелец инфраструктуры оставляет владение имуществом за собой, однако использует инфраструктуру в интересах перевозчика. Данная модель договора должна квалифицироваться как договор возмездного оказания услуг. Вероятно, подобная модель будет использоваться в гражданском обороте наиболее широко, поскольку инфраструктура представляет собой достаточно сложный в техническом смысле объект. Эксплуатация инфраструктуры, ее ремонт, приведение ее в надлежащее техническое состояние должны будут осуществляться только квалифицированным персоналом владельца инфраструктуры. Также п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлен перечень имущества, который не может быть передан в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог. 2. Владелец инфраструктуры передает право временного пользования инфраструктурой перевозчику. В данном случае речь идет об аренде. Данная модель, по моему мнению, будет использоваться крайне редко, однако действующее законодательство допускает подобный вариант договора в отношении некоторых объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Например, ст. 7 УЖД РФ содержит в себе следующее условие: "Владельцы инфраструктур выделяют на условиях аренды в местах общего пользования на территориях железнодорожных станций необходимые места отстоя специальных вагонов". Также в качестве объектов аренды могут выступать земельные участки, тупики, малоинтенсивные железнодорожные линии и т. д. 3. Наконец, существует третий, наиболее вероятный, вариант использования инфраструктуры. В этом случае использование инфраструктуры осуществляется и перевозчиком, и владельцем инфраструктуры в интересах перевозчика. Все объекты инфраструктуры обслуживаются персоналом владельца инфраструктуры, эксплуатируются им, а не только передаются в пользование перевозчику. В данном случае речь идет о договоре смешанного типа. В договоре по использованию объектов инфраструктуры арендные отношения существуют не в чистом виде, поскольку имущество будет передаваться вместе с обслуживающим персоналом, который в свою очередь будет оказывать услуги по использованию объектов инфраструктуры и ее обслуживанию. Персонал останется в подчинении владельца инфраструктуры, подчиняясь ему в технических, технологических и иных вопросах, а владелец инфраструктуры в свою очередь будет продолжать осуществлять функции работодателя. Существование арендных отношений в чистом виде в рассматриваемом договоре невозможно и еще по одной причине: владелец инфраструктуры будет предоставлять объекты инфраструктуры неограниченному количеству перевозчиков. Количество перевозчиков может быть ограничено только пропускной способностью самой инфраструктуры. Также следует принять во внимание, что какие-то перевозчики будут использовать конкретные объекты инфраструктуры однократно, например для разовой перевозки, а какие-то могут заключить долгосрочный договор, например при осуществлении постоянных перевозок в данном направлении. Договор по использованию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта может быть отнесен к разновидности договора на возмездное оказание услуг. Легальное определение услуги содержится в ст. 779 ГК РФ и трактуется как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика. Закон не приводит исчерпывающих признаков услуги как предмета рассматриваемого обязательства, однако и в обыденной жизни, и в законодательстве термин "услуга" достаточно часто употребляется для обозначения самых различных явлений <1>. -------------------------------- <1> Кабалкин А. Ю. Услуги в гражданском праве Российской Федерации // Сборник научных трудов, посвященный памяти В. А. Рясенцева. М., 1995. С. 29 - 42.

По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, она проявляется в эффекте от ее оказания. Как уже отмечалось ранее, одной из основных задач структурной реформы на железнодорожном транспорте является развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. Предполагается концептуально иной подход к организации перевозок на железнодорожном транспорте: вместо закрепления монопольного положения железных дорог условно можно выделить две сферы: конкурентную - собственно железнодорожные перевозки; монопольную - предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Владелец инфраструктуры не выступает в качестве стороны договора перевозки, он предоставляет услуги по пользованию инфраструктурой. Услуги, оказываемые владельцем инфраструктуры, можно разделить на два типа: к первым необходимо отнести услуги, оказываемые владельцем инфраструктуры в обязательном порядке, а ко второму типу можно отнести услуги, оказываемые владельцем инфраструктуры дополнительно. К обязательным услугам владельца инфраструктуры можно отнести: - организацию продвижения поездов или подвижного состава перевозчика по железнодорожным путям и станциям, принадлежащим владельцу инфраструктуры, в соответствии с выделенным перевозчику ресурсом инфраструктуры; - диспетчерское управление перевозочным процессом; - проверку и контроль технического состояния и обслуживание подвижного состава перевозчика в пути следования (безотцепочный ремонт). Контроль технического состояния подвижного состава можно разделить на два вида: технический и коммерческий. В юридической литературе высказывалось мнение, что проведение и технического, и коммерческого осмотра является обязанностью владельца инфраструктуры <2>. По моему мнению, проведение осмотра, как технического, так и коммерческого, возможно сотрудниками владельца инфраструктуры только по отдельному согласованию с перевозчиком, поскольку подвижной состав является собственностью перевозчика. И в данном случае по общему правилу необходимо руководствоваться ст. 210 ГК РФ, в соответствии с которой бремя содержания имущества, в том числе и ремонт, лежит на собственнике; -------------------------------- <2> Правовое обеспечение структурной реформы на железнодорожном транспорте М.: МЦФЭР, 2003.

- определение маршрута пропуска поезда перевозчика в графике движения поездов; - предоставление информации о движении или местонахождении подвижного состава перевозчика; - обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава и других подвижных единиц, принадлежащих перевозчику, на железнодорожные пути общего пользования; - электроснабжение подвижного состава на электрифицированных участках инфраструктуры; - сортировочные услуги на железнодорожных станциях в процессе осуществления перевозки; - предоставление услуг по использованию путей и технических средств железнодорожных станций для формирования поезда из подвижного состава перевозчика и т. д. К дополнительным услугам, оказываемым владельцем инфраструктуры, можно отнести услуги: по погрузке, выгрузке и хранению грузов, багажа и грузобагажа; текущему ремонту вагонов и локомотивов, принадлежащих перевозчику и сторонним лицам; разработке схем размещения и крепления грузов в открытом подвижном составе; очистке, промывке и дезинфекции подвижного состава после выгрузки и т. д. С точки зрения общей характеристики договор по использованию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта является консенсуальным, двусторонним, взаимным, возмездным, публичным. Действующее законодательство содержит требования, предъявляемые владельцам инфраструктур. Владелец инфраструктуры обязан: 1) иметь лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию в соответствии с федеральным законом видов деятельности в области оказания услуг по использованию инфраструктуры. Лицензирование - одна из функций государственного управления, то есть один из способов воздействия государства на объект управления; осуществляемый в установленном порядке уполномоченным государственным органом способ контроля в сфере экономики, связанный с использованием особых властных полномочий на установление целесообразности и определение законности предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Так, в сфере железнодорожного транспорта подлежат лицензированию следующие виды деятельности: погрузочно-разгрузочная деятельность, техническое обслуживание, ремонт и модернизация подвижного состава и других технических средств, перевозочная деятельность, деятельность владельцев инфраструктур; 2) владеть инфраструктурой с сертифицированными в установленном порядке ее элементами, техническими средствами, специальными программными средствами, используемыми для организации перевозочного процесса. В настоящее время система обязательной сертификации продукции и услуг на железнодорожном транспорте приобрела более упорядоченный характер. В частности, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования. Также, помимо обязательной сертификации продукции, используемой на железнодорожном транспорте общего пользования, введена сертификация продукции, используемой на железнодорожном транспорте необщего пользования. Введена обязательная сертификация оказываемых пользователям услуг железнодорожного транспорта. При несоблюдении установленных стандартов качества обслуживания действие лицензий перевозчика и владельца инфраструктуры будет приостанавливаться или прекращаться; 3) иметь квалифицированных работников. Инфраструктура железнодорожного транспорта представляет собой сложный технологический комплекс, эксплуатация которого может осуществляться только подготовленным персоналом; 4) также каждому из владельцев инфраструктур вменяется в обязанность заключить со всеми владельцами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения, существенными условиями которых являются организация диспетчерского управления перевозочным процессом, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и других объектов, регулирование обменных парков локомотивов, вагонов, иного подвижного состава, ответственность по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении, перед перевозчиками. В данном случае речь идет о коммерческих отношениях между владельцами сопредельных инфраструктур, о так называемых межсистемных связях. В данном случае, по моему мнению, существует некоторое противоречие со ст. 12 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ", в которой говорится, что "перевозчик до заключения договора перевозки обязан иметь договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры и согласовать такую перевозку со всеми владельцами инфраструктур, которые участвуют в осуществлении перевозки". Следуя логике законодателя, складывается следующая ситуация: владельцы инфраструктуры заключают между собой соглашения о взаимодействии, а перевозчик в свою очередь согласовывает свою перевозку с владельцами всех инфраструктур, участвующих в перевозке. По моему мнению, гораздо логичнее было бы возложить обязанность по согласованию перевозок с владельцами сопредельных инфраструктур на владельца инфраструктуры, к которому обратился перевозчик, тем более что между владельцами инфраструктур уже будут заключены соглашения о взаимодействии. Необходимо учитывать и тот факт, что соглашения о взаимодействии между владельцами инфраструктур будут носить длительный характер, что также позволит им производить согласование перевозок в более короткие сроки. Поскольку рассматриваемый нами договор является публичным, владелец инфраструктуры обязан заключить договор с каждым обратившимся к нему перевозчиком при наличии у него технической и технологической возможности. Действующее законодательство предусматривает заключение договора на организацию перевозок грузов при систематическом осуществлении перевозок. Заключение между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) долгосрочных договоров об организации перевозок при систематическом осуществлении перевозок грузов, договоров об участии перевозчика в проверке состояния грузов, их массы, количества мест при исправной перевозке и некоторых других договоров, в отношении которых обязанность сторон по их заключению не установлена, не является обязательным. Поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке. Разногласия сторон, возникшие при заключении указанных договоров, могут быть рассмотрены арбитражным судом в случае, когда достигнуто соглашение сторон о передаче спора на разрешение арбитражного суда в соответствии со ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению автора, возможно заключение договора и на использование объектов инфраструктуры на длительный срок. В этом случае будут значительно упрощены взаимоотношения перевозчика и владельца инфраструктуры. Перевозчику не нужно будет заключать новый договор для каждой конкретной перевозки, а владелец инфраструктуры будет избавлен от необходимости каждый раз рассматривать предлагаемую перевозчиком оферту. При заключении договора на использование инфраструктуры на длительный срок обе стороны будут иметь возможность заключить договор на взаимовыгодных условиях, которые не нужно будет согласовывать при каждой конкретной перевозке.

Название документа