В настоящее время продолжается практика взимания с предприятий промышленности пени за долги, возникшие в результате задержек финансирования из бюджета. Если даже государство сумеет погасить свою задолженность предприятиям в полном объеме, угроза банкротства из-за колоссальных сумм штрафов остается для предприятий реальной. Возможны ли амнистия всех пеней, начисленных на предприятия, и запрещение начисления пени в условиях громадного долга государства перед этими предприятиями?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 февраля 1997 г. N 04-01-01

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.

Серьезным шагом помощи предприятиям, задолженность которых перед бюджетом была связана с неплатежами, недостаточным бюджетным финансированием, введением "валютного коридора" и другими объективными причинами, стал принятый Указ Президента Российской Федерации N 65 от 19 января 1996 г. "О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 года", в соответствии с которым предприятиям и организациям предоставлены отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, имеющейся на начало 1996 г. перед бюджетами всех уровней, сроком на 5 лет.

Кроме того, 8 мая 1996 г. был принят Указ Президента Российской Федерации N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", в соответствии с которым с 20 мая 1996 г. Государственной налоговой службой Российской Федерации не осуществляется взимание пеней по задолженности по налогам перед федеральным бюджетом, возникшей на этот момент у предприятий и организаций. Пени, исчисленные на 20 мая 1996 г., фиксируются в специальной отчетности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и проценты на них не начисляются.

Одновременно вышеназванным Указом с 20 мая 1996 г. был снижен размер пени, взыскиваемой с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога, с 0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа до 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.

В настоящее время в соответствии со ст.69 проекта Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год", принятого Государственной Думой 24 января 1997 г., Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу названного Федерального закона, предусматривается разработать и утвердить порядок и условия проведения реструктуризации финансовой задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 г., имея в виду предоставление в отдельных случаях указанным предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности, пеней и штрафов сроком на 10 лет. При этом для указанных предприятий и организаций может быть установлен специальный режим осуществления текущих платежей в федеральный бюджет.

В целях реализации указанной нормы Министерством финансов Российской Федерации проводится работа по подготовке проектов Постановления Правительства Российской Федерации и порядка проведения реструктуризации финансовой задолженности предприятий и организаций по платежам в бюджеты, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 г.

12.02.97 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ