Предлагаем для увеличения объемов производства и продажи ювелирных изделий: переместить начисление акцизного налога из сферы производства в розничную торговлю и взимать налог по мере продажи ювелирных изделий; сократить акцизный налог до 10%; установить единую методологию начисления акцизного налога на продукцию, произведенную в России и ввозимую по импорту. Для стимулирования увеличения экспорта целесообразно предоставить экспортерам-производителям ювелирных изделий льготы в виде отмены НДС на сырьевые ресурсы (драгоценные камни и драгоценные металлы), приобретаемые предприятиями для исполнения экспортных заказов

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 февраля 1997 г. N 01-10/04-405

Минфин России, рассмотрев Ваше письмо по вопросам налогообложения ювелирных изделий, по согласованию с Госналогслужбой России сообщает следующее.

Согласно действующему законодательству по акцизам плательщиками акцизов по отечественным подакцизным товарам являются производящие их предприятия. Данный порядок соответствует общепринятой международной практике.

Предложение о взимании акциза по ювелирным изделиям в сфере розничной торговли не поддерживается по следующим причинам.

Принятие предлагаемого порядка уплаты акцизов потребует кардинальной перестройки как налогового законодательства, так и бухгалтерского учета у налогоплательщиков.

Кроме того, принятие данного предложения приведет к резкому увеличению количества плательщиков акцизов и, соответственно, к росту административных расходов по сбору налога.

Поскольку акциз на ювелирные изделия поступает в местные бюджеты, при уплате этого налога предприятиями розничной торговли последует перераспределение доходов в пользу регионов с более высоким жизненным уровнем и покупательским спросом населения, что может привести к потере доходов по акцизам регионами, в которых находятся производители ювелирных изделий.

Федеральным законом от 10 января 1997 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" унифицирован порядок взимания акцизов по товарам отечественного и импортного производства путем установления единых ставок и методов исчисления налога.

Что касается снижения ставки акциза на ювелирные изделия, то при формировании доходной части бюджета на 1997 г. учитывалась ставка акциза в размере 30% и ее уменьшение потребует изыскания дополнительных ресурсов для компенсации выпадающих доходов.

В связи с предложением о предоставлении экспортерам-производителям ювелирных изделий льготы в виде отмены налога на добавленную стоимость на сырьевые ресурсы (драгоценные металлы и драгоценные камни), приобретаемые предприятиями для исполнения экспортных заказов, сообщаем следующее.

В соответствии с п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) от налога на добавленную стоимость освобождаются товары, экспортируемые за пределы государств-участников СНГ.

Согласно действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, экспортируемых за пределы государств-участников СНГ, суммы налога, уплаченные по товарно-материальным ресурсам производственного назначения, приобретаемым для производства этих товаров, засчитываются в счет предстоящих платежей или возмещаются в общеустановленном порядке.

Кроме того, согласно пп."с" п.1 ст.5 вышеуказанного Закона от налога на добавленную стоимость освобождены обороты по реализации драгоценных камней в сырье для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт. В связи с этим при наличии у предприятий, реализующих драгоценные камни в сырье, необходимых документов, подтверждающих фактический экспорт бриллиантов, выработанных из данного сырья, налог на добавленную стоимость по сырью не применяется.

Что касается предложения об освобождении от налога на добавленную стоимость драгоценных металлов для производства ювелирных изделий на экспорт, то оно не поддерживается, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" одним из направлений государственной политики в области налоговой реформы является сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.

Одновременно сообщается, что Минпромом России заключение по вышеуказанным вопросам не представлено.

05.02.97 Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С. Д.ШАТАЛОВ