Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ" N 110-ФЗ от 12.08.96 установил преимущественный порядок списания средств при их недостаточности с банковского счета предприятия для расчета по зарплате, а не по налогам. Однако Минфин и ряд других министерств и ведомств своими директивными письмами сорвали его исполнение на местах. Областная ассоциация профсоюзных организаций работников промышленности просит разъяснить создавшуюся ситуацию, т. к. невыполнение названного Закона приводит к тому, что работники промышленных предприятий по-прежнему месяцами не получают зарплату

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 февраля 1997 г. N 04-01-10

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение областной ассоциации профсоюзных организаций работников промышленности с просьбой разобраться с проблемой погашения задолженности по заработной плате и в свете этого восстановить практическую реализацию положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" и по существу проблемы сообщает следующее.

Прежде всего нельзя не отметить, что ни один федеральный закон, устанавливающий очередность списания денежных средств со счетов предприятий, не может служить гарантом своевременности выплаты работникам заработной платы в условиях нестабильности экономической ситуации в России, общего спада производства, кризиса платежей и на этом фоне критического финансового состояния предприятий.

Подтверждением тому может быть действующий на протяжении ряда лет (начиная с 1994 г.) льготный порядок использования денежных средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий, в соответствии с которым часть поступивших на указанные счета денежных средств направлялась непосредственно на выплату заработной платы. Названный порядок не только не снял проблему кризиса платежей по погашению задолженности по заработной плате (и в период действия Временного порядка в стране происходили многочисленные забастовки трудящихся), но и фактически поставил на грань кризиса процесс собираемости налогов и приравненных к ним платежей в бюджеты всех уровней.

Общеизвестно, что налоги и налоговые платежи служат источником для реализации государством принятых им обязательств перед населением по выполнению социально-экономических программ. В последнее время страну буквально захлестнули массовые митинги и забастовки работников бюджетной сферы. Из-за непоступления налогов в предусмотренных размерах в бюджет государство не в состоянии не только своевременно выплатить пенсии и заработную плату, но и содержать армию и оборонный комплекс страны в надлежащих условиях, производить необходимые отчисления на содержание здравоохранительных, образовательных, учебных, научных и культурных учреждений.

Поэтому, выполняя возложенные на них Правительством Российской Федерации обязательства по исполнению доходной части бюджета и обеспечению стабильности финансовой и бюджетной систем страны, ряд министерств и ведомств вынужден был не согласиться с положениями Федерального закона от 12.06.96 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации", устанавливающими приоритетность платежей по выплате заработной платы, что противоречит нормам действующего налогового законодательства. Реализация данного Закона может привести к полному приостановлению налоговых поступлений со всеми вытекающими из этого катастрофическими для государства последствиями.

Возникшая по данному вопросу правовая коллизия в порядке судебного надзора в настоящее время находится на рассмотрении у Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время прорабатывается вопрос о подготовке законопроекта, предусматривающего установление четких пропорций при распределении денежных средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий и организаций, между выплатой заработной платы, налоговыми платежами в бюджет и другими производственными расходами.

05.02.97 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ