Считаем необходимым приостановить действие Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", т. к. не понятен конкретный порядок реализации ряда вопросов, затронутых в нем, в частности, п. п.4, 9, 10. Каково состояние вопроса, связанного с несоответствием положений п.2 ст.855 ГК РФ и Инструктивного письма Минфина РФ, ГНС РФ и ЦБ РФ от 22.08.96?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 февраля 1997 г. N 04-01-01

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.

В целях осуществления первоочередных мер, предусмотренных в п. п.4, 9, 10 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", Центральный банк Российской Федерации разработал и направил на места соответствующие Указания письмом от 12.11.96 N 360.

Что касается порядка очередности списания средств со счетов предприятий-недоимщиков, то он изложен в Письме Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России от 04.11.96 N ПВ-6-05/758, от 04.11.96 N 3-Б1-01, от 28.10.96 N 351 (зарегистрировано Минюстом России 05.11.96 N 1188) "О порядке перечисления средств на счет недоимщика в соответствии с пунктами 1-4 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" и соответствует совместному Письму Минфина России, Госналогслужбы России и Банка России от 22 августа 1996 г.

Совместное Письмо Минфина России, Госналогслужбы России и Банка России от 22 августа 1996 г. N 76, ВГ-6-09/597, 318 не противоречит действующему налоговому законодательству и не устанавливает новой нормы, а является по существу актом ведомственного толкования коллизий налогового и гражданского законодательства.

В соответствии с п.5 Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов", вышеуказанное совместное Письмо прошло правовой анализ соответствия его законодательству Российской Федерации и государственную регистрацию в Минюсте России.

Что касается Гражданского кодекса Российской Федерации, то, по мнению Министерства юстиции Российской Федерации, его положения не могут отменять нормы налогового и финансового законодательства или пользоваться преимущественной юридической силой по сравнению с ними. Гражданское законодательство регулирует гражданские правоотношения, отличительным признаком которых является равенство сторон. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.

В настоящее время правовая коллизия, вызванная несоответствием положений п.2 ст.855 Гражданского кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ и Инструктивного письма Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 22 августа 1996 г., разрешается в судебном порядке.

В связи с подачей Минфином России заявления о принесении протеста в порядке судебного надзора на Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.96 о признании вышеуказанного Инструктивного письма недействующим Верховный Суд Российской Федерации Письмом от 26.12.96 N ГКПИ96-325-339 приостановил в соответствии со ст.323 ГПК РСФСР исполнение названного Решения до окончания производства в порядке надзора.

До окончания производства в порядке надзора совместное Письмо Минфина России, Госналогслужбы России и Банка России от 22 августа 1996 г. является действующим и им следует руководствоваться в работе.

03.02.97 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ