Организация, оказывающая рекламные услуги, обратилась к администрации муниципального образования с заявлениями о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций. Администрация муниципального образования отказала в выдаче разрешения, мотивировав свой отказ фактом непредставления заявителем документов, соответствующих требованиям административного регламента, принятого уполномоченным органом местного самоуправления по вопросам размещения рекламы на территории муниципального образования. Правомерны ли подобные действия администрации муниципального округа?
Ответ: Исходя из сложившейся судебной практики и условий рассматриваемого вопроса отказ администрации муниципального образования правомерен.
Обоснование: Частью 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 - 7 ст. 19 Закона N 38-ФЗ законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Часть 11 ст. 19 Закона N 38-ФЗ устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявлению, указанному в ч. 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ.
В ч. 15 ст. 19 Закона N 38-ФЗ определен закрытый перечень допустимых оснований для решения об отказе в выдаче разрешения. Согласно п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом N 38-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
На основании изложенного считаем, что издание администрацией акта, указанного в вопросе, входит в компетенцию муниципального образования.
Судебная практика считает возможным издание административных регламентов, которые регулируют оказание муниципальных услуг. При этом суды считают, что рассмотрение заявления и предоставление разрешения на размещение рекламных конструкций являются услугой.
Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.03.2014 N А31-225/2013 указано, что компетентный орган местного самоуправления городского округа вправе утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории соответствующего городского округа. При рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и при принятии решений по таким заявлениям компетентный орган местного самоуправления соответствующего городского округа обязан руководствоваться не только положениями Закона N 38-ФЗ, но и действующим на территории городского округа административным регламентом оказания муниципальной услуги по выдаче указанных разрешений, соответственно, вправе потребовать от лица, обратившегося с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, представления, помимо документов, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Закона N 38-ФЗ, также документов, содержащих сведения, относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.
Таким образом, исходя из сложившейся судебной практики и условий рассматриваемого вопроса отказ администрации муниципального образования правомерен.
В. Д.Пичужкин
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
29.05.2014