Юридическое лицо осуществляет закупку и реализацию алкогольной продукции вне территории РФ и не ввозя ее на территорию РФ. Должно ли данное юридическое лицо уплачивать лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции?

Ответ: Данный сбор введен во исполнение Указа Президента РФ от 11 июня 1993 г. и установлен Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. N 197 (далее - Постановление).

Следует учитывать, что Указ Президента, во исполнение которого было принято Постановление, в настоящее время не действует в связи с вступлением в силу Закона РФ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Закон).

Постановление не определяет, является ли этот сбор резидентским (т. е. уплачиваемым в зависимости от места расположения юридического лица) или территориальным (т. е. уплачиваемым в зависимости от места совершения оптовой продажи) по своему характеру. Анализируя указанное Постановление, можно сказать, что лицензионный сбор и плата за выдачу лицензии - идентичные понятия, поскольку Положение носит название "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции", а фактически (в своем тексте) использует термин "лицензионный сбор". Следовательно, непременным условием для уплаты лицензионного сбора (платы за лицензию) является получение таковой лицензии. В том случае, когда получение лицензии не является обязательным - нет обязанности по уплате лицензионного сбора. Следовательно, определить, является ли сбор территориальным или резидентским, можно на основании нормативных актов, устанавливающих обязанность получения лицензии.

Закон в ст.6 устанавливает: "Производство и оборот этилового спирта на территории Российской Федерации осуществляются организациями независимо от их форм собственности на основании лицензий, выдаваемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах их компетенции. За выдачу лицензии на производство и оборот этилового спирта заявитель уплачивает сбор в порядке и в размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации". Следовательно, можно говорить о территориальном характере лицензионного сбора за оптовую реализацию алкогольной продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 127 утверждено "Положение о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции". Настоящее Положение устанавливает правила ведения лицензионной деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации готовой алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции (в том числе закупленных по импорту) и распространяется на юридических лиц, осуществляющих указанные виды деятельности, независимо от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности (далее именуются - организации), с объемами производства и оборота алкогольной продукции в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 миллиона декалитров в год и с объемной долей спирта этилового более 6 процентов от объема единицы алкогольной продукции. Помимо этого, в соответствии с п.18 настоящего Положения организации, получившие лицензии на право производства, розлива, хранения на предприятиях и оптовую реализацию готовой алкогольной продукции, виноматериалов и спиртосодержащих полуфабрикатов этой продукции, обязаны реализовывать алкогольную продукцию только при наличии у организации-партнера соответствующих лицензий на производство, розлив, оптовую или розничную реализацию. Если утверждать, что сбор за получение лицензии (лицензионный сбор) носит резидентский характер и существует обязанность на получение лицензии при продаже алкогольной продукции вне пределов РФ (соответственно условиям представленной информации), то иностранное юридическое лицо может быть покупателем только при наличии соответствующих лицензий. Это само по себе абсурдно, т. к.:

"Порядок внесения в бюджет лицензионных сборов...", разработанный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" во исполнение мероприятий по восстановлению государственной монополии на эти виды деятельности, распространяется на все получившие лицензии организации любой формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Данный Порядок определен нормативно-правовыми актами Минфина РФ N 28, Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве РФ N 1-10/372, ГНС N ВГ-6-04/173 от 30 марта 1995 г.

В том случае, если сбор носит территориальный характер, такой абсурдной ситуации не возникает.

Помимо перечисленных аргументов в пользу территориального характера лицензионного сбора, представляется возможным рассмотреть его в свете обязанности юридического лица декларировать обороты алкогольной продукции.

Закон в ст.15 устанавливает следующее: "Организации, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции, обязаны предоставлять декларацию об объеме произведенной, экспортируемой, импортируемой, нереализованной и недоиспользованной алкогольной продукции, в том числе алкогольной продукции, полученной в результате переработки отходов от ее производства, в соответствующие государственные органы по состоянию на первое января очередного года. Порядок предоставления декларации устанавливает Правительство Российской Федерации". Как уже было установлено выше, предприятие может осуществлять оборот алкогольной продукции только на основе лицензии, следовательно, предприятие, имеющее лицензию, обязано декларировать такие обороты при их наличии.

Правительство РФ в своем Постановлении от 8 февраля 1996 г. N 128 говорит, что устанавливаемый в нем порядок регулирует на территории Российской Федерации условия декларирования производства и оборота этилового спирта. Следовательно, можно сделать вывод о том, что лицензия, а следовательно, и лицензионный сбор имеют территориальный характер.

На основании информации, изложенной в п. п.1, 2, 3 настоящего Заключения, следует сделать вывод о том, что лицензионный сбор за оптовую продажу (или плата за выдачу лицензий на оптовую продажу алкогольной продукции) имеет территориальный характер и уплачивается только при импорте, экспорте и обороте указанной продукции на территории Российской Федерации. Если оборот произошел вне территории РФ и не являлся импортом или экспортом, то для такой операции не нужно получать лицензию и, следовательно, уплачивать лицензионный сбор.

28.01.97 М. В.Яковлев

Юридическое агентство "Ирсан"