Возможно ли сокращение налоговых платежей при использовании филиалом имущества другого филиала? Является ли при этом обязательной смена балансодержателей?
Ответ: В соответствии с п.3 ст.55 ГК РФ (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (в ред. от 12.08.96) филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что филиалы не являются самостоятельными субъектами права.
В рамках же налоговых правоотношений филиалы обладают налоговой правоспособностью. Согласно пп."б" ст.1 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 (в ред. от 31.12.95) и пп."г" п.1 ст.2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 (в ред. 22.05.96) филиалы являются плательщиками указанных налогов. Основными условиями для признания филиала самостоятельным налогоплательщиком являются отдельный баланс и расчетный счет.
Приведем три варианта использования филиалом имущества другого филиала:
1. Передача имущества с баланса одного на баланс другого филиала.
В соответствии с п.4 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" обороты по реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) являются объектами налогообложения. Факт передачи имущества может рассматриваться как реализация, следовательно, обороты от передачи имущества будут облагаться налогом на добавленную стоимость.
2. Осуществление строительства объекта совместными усилиями нескольких филиалов.
Данный вариант предоставляет филиалу возможность не передавать имущество на балансы других филиалов, а следовательно, не уплачивать НДС с оборотов по реализации. При этом необходимо учитывать, что филиалы юридического лица, выполняя услуги и работы внутри одного юридического лица, не могут заключать договоры и соглашения, т. к. гражданско-правовая правоспособность у них отсутствует. В таком случае необходим приказ руководителя юридического лица филиалу, предписывающий совершить те или иные действия по отношению к другому филиалу, если в доверенности руководителя или в Положении о филиале данные полномочия не оговорены.
Исходя из изложенного, возникает вопрос, интересующий как филиал, передающий это имущество, так и филиал, использующий его при строительстве объекта - это вопрос об оплате выполненных работ или оказанных услуг.
В данной ситуации представляется возможным получение оплаты через зачисление на счет филиала доли прибыли, полученной от реализации заказчику объекта, соразмерно оказанным работам, услугам.
3. В соответствии с действующим гражданским законодательством на головном предприятии лежит обязанность наделения филиала имуществом. Из вышесказанного не следует, что филиал обязан учитывать это имущество на отдельном балансе. Учет имущества, переданного филиалу, ведется на балансе головного предприятия, а филиал пользуется им на основании приказов и распоряжений головного предприятия. При этом смены балансодержателей не происходит. Прибыль, полученная от реализации работ заказчику, поступает на расчетный счет головного предприятия или филиала в зависимости от того, кто из них участвовал в заключении договора.
Из этого следует, что наиболее предпочтительными в вышеуказанных случаях являются второй и третий варианты в связи с тем, что:
1) происходит снижение налоговых отчислений в бюджет;
2) осуществляется фактическое пользование имуществом;
3) не происходит смены балансодержателей.
28.01.97 В. Г.Саладзе
Юридическое агентство "Ирсан"