Просим дать четкую формулировку: что считается моментом уплаты налогов налогоплательщиком, внести поправку в действующие нормативные акты и распорядиться о прекращении вторичного изъятия денежных средств с предприятий, ранее уплативших налоги по закону в тех случаях, когда организации своевременно сдали поручения на уплату налогов и других платежей в бюджет при наличии достаточных средств на их расчетных счетах, а банки из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах не исполнили поручения на перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджет

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 января 1997 г. N 01-10/04-228

В Министерство финансов Российской Федерации обращаются многочисленные налогоплательщики по поводу вторичного взыскания налоговыми органами сумм налогов с организаций в тех случаях, когда организации своевременно сдали поручения на уплату налогов и других платежей в бюджет при наличии достаточных средств на их расчетных счетах, а банки из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах не исполнили поручения на перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Возникшая ситуация практически парализует деятельность отдельных производителей, поскольку приводит к тяжелому финансовому состоянию таких организаций из-за дополнительного изъятия у них оборотных средств, а это, в свою очередь, приведет к тому, что эти организации не смогут уплатить текущие налоги и перейдут в категорию хронических недоимщиков.

В целях разрешения создавшейся ситуации Министерством финансов Российской Федерации было направлено в Государственную налоговую службу Российской Федерации письмо с предложением дать указания подведомственным налоговым органам о невзыскании вторично средств в указанных выше случаях.

Свою позицию Министерство финансов Российской Федерации аргументировало следующим.

Налоговое законодательство (в т. ч. ст.11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которой обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога) не содержит определения момента уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В связи с этим возможно определение дня уплаты применительно к порядку, предусмотренному в п.14 Инструкции Минфина СССР от 12 июня 1981 г. N 121 "По применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" (действующей в части, не противоречащей налоговому законодательству), в соответствии с которым днем уплаты считается день списания кредитной организацией сумм с расчетного счета налогоплательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет.

Вышесказанное дает основание, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, считать обязанность организации по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет исполненной при соблюдении условий, предусмотренных абз.6 ст.15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Однако Государственная налоговая служба Российской Федерации не поддержала точку зрения Министерства финансов Российской Федерации, и налоговые органы продолжают взыскивать повторно суммы, ранее списанные с расчетных счетов организаций в уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, однако по вине банков в бюджеты не поступившие.

В своих действиях Государственная налоговая служба Российской Федерации руководствуется Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 1 "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов".

В данном Письме определено, что обязанность по уплате налоговых платежей может считаться исполненной при поступлении соответствующих сумм в бюджет, в противном случае имеет место недоимка, которая может быть взыскана с налогоплательщика в общем порядке.

Такая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает основание налоговым органам для повторного списания средств со счетов налогоплательщиков.

Однако на отдельные заявления налогоплательщиков о неправомерности Информационного письма и, в связи с этим, о неправомерности действий налоговых органов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сообщает, что Письмо носит рекомендательный характер и более того, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не ставил своей задачей толковать, что является днем уплаты налога.

Кроме того, по сообщению Высшего Арбитражного Суда, данное Информационное письмо касается ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов, и только если непоступление налогов в бюджет вызвано противоправными действиями самого налогоплательщика, к нему должна применяться ответственность, предусмотренная пп."в" п.1 ст.13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Ссылка Государственной налоговой службы Российской Федерации на то, что в соответствии с гражданским законодательством организация-налогоплательщик вправе обжаловать действие банка, правомерна. Но при этом следует иметь в виду, что при обращении в суд необходимо уплатить государственную пошлину (что ведет к дополнительному изъятию у него средств), и, кроме того, следует учитывать временной фактор.

Принимая во внимание изложенное, полагаем необходимым решить в законодательном порядке вопрос об определении срока уплаты налогов и других обязательных платежей.

До решения этого вопроса, принимая во внимание финансовое положение организаций, вторичного взыскания (списания) сумм с организаций в тех случаях, когда организации своевременно сдали поручения на уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет при наличии достаточных средств на их расчетных счетах, а банки из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах не исполнили поручения на перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджет, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, производиться не должно.

Министерство юстиции Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации до настоящего времени не представили свои заключения по данному поручению.

22.01.97 Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С. Д.ШАТАЛОВ