Обособленные подразделения юридического лица
(Тюкавкин-Плотников А. А.) ("Предпринимательское право", 2007, N 2) Текст документаОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
А. А. ТЮКАВКИН-ПЛОТНИКОВ
Тюкавкин-Плотников А. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и финансового права факультета гражданского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права.
В российском гражданском законодательстве отсутствует понятие обособленного подразделения. Гражданский кодекс РФ содержит лишь определения таких разновидностей обособленных подразделений, как филиал и представительство. Так, в частности, под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ). В свою очередь, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ). В отличие от гражданского законодательства в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ содержится определение обособленного подразделения юридического лица. Под таковым понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места, в том числе одно стационарное рабочее место <1>. Признание подразделения обособленным производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах юридического лица, а также от объема полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. -------------------------------- <1> См.: письмо МНС РФ от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением" // Экономика и жизнь. 2004. N 29; Постановление ФАС Московского округа от 23 января 2003 г. N КА-А41/9052-02; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 мая 2002 г. N А26-6342/01-02-12/178. По мнению А. В. Брызгалина, В. Р. Берника и А. Н. Головкина, для признания обособленного подразделения таковым стационарных рабочих мест должно быть не менее двух (см.: Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоговая ответственность. Применение гл. 16 Налогового кодекса РФ "Виды налоговых правонарушений". Сложные вопросы (из практики налогового консультирования) / Под ред. А. В. Брызгалина. Екатеринбург, 2005. С. 29 - 30; см. также: Постановление ФАС Уральского округа от 19 июля 2000 г. N Ф09-727/2000-АК).
Другими словами, налоговое законодательство не сводит обособленные структурные подразделения юридического лица только к филиалам и представительствам <2>. Однако из содержания Гражданского кодекса РФ трудно определить, могут ли у юридического лица существовать обособленные подразделения в иной форме, нежели филиал или представительство. -------------------------------- <2> Однако налоговые органы склонны определять все обособленные подразделения юридического лица через наиболее распространенные и понятные им понятия филиала и представительства (см.: письмо МНС РФ от 2 марта 1999 г. N ВГ-6-18/151@ // Экономика и жизнь. 1999. N 13).
С одной стороны, участники хозяйственного оборота постоянно предпринимают попытки создать обособленные подразделения в различных формах, не предусмотренных действующим законодательством, например учебно-консультационные пункты, отделения и т. п., преследуя при этом различные цели (уклонение от лицензирования, оптимизация структуры управления и т. п.). С другой стороны, государственные органы при решении вопроса о возможности создания обособленных структурных подразделений юридического лица в иной не предусмотренной ГК РФ форме часто руководствуются следующим правилом: "если обособленное подразделение осуществляет функции по представлению и защите интересов юридического лица, то оно является представительством; если оно осуществляет другие функции (в том числе наряду с вышеперечисленными функциями), то оно является филиалом" <3>. Указанное правило является прямым толкованием п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ. -------------------------------- <3> См., к примеру: письмо МНС РФ от 2 марта 1999 г. N ВГ-6-18/151@.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, допуская возможность существования обособленных структурных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами, придерживается мнения, что указанные подразделения не должны представлять интересы создавшего их юридического лица и осуществлять их защиту <4>. К такому выводу суд пришел, исходя из тезиса, что филиал всегда должен в числе прочих реализовывать функции представительства <5>. Хотя, на наш взгляд, данное положение не вытекает из прямого толкования п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ, однако de lege ferenda его следует закрепить в качестве обязательного признака филиала <6>. -------------------------------- <4> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 октября 2003 г. N А42-969/03-23. <5> Такого же мнения придерживается И. В. Елисеев (см.: Гражданское право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К.Толстого. М., 1997. Ч. 1. С. 168). <6> С нами солидарна Г. Д. Отнюкова (см.: Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М., 2006. С. 253).
В то же время следует указать на тот факт, что еще с советских времен на практике и как следствие - в юридической литературе использовались термины "производственные (структурные) единицы", "отделения", "агентства", "конторы", "бюро", "консультационные пункты", "самостоятельные подразделения" <7>. Со времен перестройки к ним добавились новые термины, такие, как, например, "дополнительные офисы". В настоящий момент у ряда юридических лиц также существуют обособленные структурные подразделения, не являющиеся филиалами или представительствами. К таким юридическим лицам, в частности, относятся ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Акционерный коммерческий сберегательный банк Российской Федерации", у которых существует большое количество обособленных подразделений в форме отделений (отделений дороги и отделений банка соответственно). Точнее сказать, указанные подразделения являются обособленными не только и не столько по отношению к юридическому лицу, а прежде всего к его филиалам. В свою очередь, у указанных подразделений (отделений) также существуют обособленные подразделения. Выглядит это следующим образом. У Сбербанка России имеется сеть филиалов, в структуру которых входит сеть отделений, находящихся в других населенных пунктах, нежели сами филиалы; последние, в свою очередь, включают в себя сеть так называемых внутренних структурных подразделений. Аналогичным образом выстроена структура ОАО "Российские железные дороги"; только вместо внутренних структурных подразделений в каждое отделение дороги входят линейные предприятия, депо, вокзалы и т. п. ФГУП "Почта России" прямо называет такие структурные подразделения обособленными структурными подразделениями своих филиалов. -------------------------------- <7> См., в частности: Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. Е. А. Флейшиц, О. С Иоффе. 2-е изд. М., 1970. С. 49.
Все перечисленные юридические лица при принятии решения о создании соответствующих обособленных подразделений исходили из расширительного толкования правовой нормы, содержащейся в абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ, согласно которой представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, понимая данную норму следующим образом: "отсутствие сведений в учредительных документах юридического лица об его обособленных структурных подразделениях влечет за собой непризнание их в качестве филиалов или представительств". Кроме того, они руководствовались принципом "Все, что не запрещено, - разрешено". Действительно, в силу отсутствия в гражданском законодательстве прямого запрета на создание обособленных структурных подразделений, иных чем филиалы и представительства, либо императивной нормы, содержащей закрытый перечень видов обособленных подразделений, следует исходить из того, что могут существовать и другие обособленные структурные подразделения юридического лица, а не только филиалы и представительства. Единственное условие выбора и создания такого подразделения - соблюдение принципов разумности и добросовестности. Можно выделить следующие признаки обособленного подразделения юридического лица. 1. Территориальная обособленность, под которой понимается расположение структурного подразделения вне места нахождения юридического лица. Ряд авторов, отталкиваясь от тезиса, согласно которому местом нахождения юридического лица является конкретный почтовый адрес, указанный в его учредительных документах, приходят к выводу, что обособленным будет являться любое подразделение, расположенное по адресу, не совпадающему с почтовым адресом, указанным в учредительных документах юридического лица, в том числе в соседней комнате (квартире) <8>. -------------------------------- <8> См.: Эрделевский А. Обособленные подразделения в гражданском и налоговом законодательстве // Закон. 2002. N 9. С. 91 - 92; Перевалова И. В. Правовое положение филиалов и представительств по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 12; Севастьянова Т. В. Филиалы, представительства и другие обособленные подразделения: как вести учет и платить налоги. М., 2005. С. 13.
Позволим себе не согласиться с данным выводом. Во-первых, адреса, указанные в учредительных документах юридического лица, периодически не совпадают с местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности). Во-вторых, на практике встречаются юридические лица, в учредительных документах которых зафиксирован лишь один почтовый адрес - абонентский ящик отделения связи, причем зафиксирован в качестве так называемого юридического адреса <9>. В-третьих, данный подход позволяет считать, как это ни абсурдно звучит, территориально обособленными подразделения, находящиеся не только в соседнем здании, но даже и в том же самом здании. Например, юридически разными (несовпадающими) признаются адреса "г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15" и "г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15, офис 310А". -------------------------------- <9> С такой ситуацией автор столкнулся, в частности, в отношениях с АООТ "Железнодорожник", зарегистрированным в г. Братске Иркутской области.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Причем место государственной регистрации юридического лица недопустимо определять местом нахождения регистрирующего органа (место совершения акта государственной регистрации) <10> или границами муниципального образования без конкретизации адреса <11>. Это объясняется тем, что согласно тому же п. 2 ст. 54 ГК РФ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <12> содержится уточнение, согласно которому место нахождения соответствующего органа либо лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, должно быть указано учредителем (очевидно, и любым другим заявителем) в заявлении о государственной регистрации. -------------------------------- <10> См.: Эрделевский А. Указ. соч. С. 93. <11> См.: Севастьянова Т. В. Указ. соч. С. 12; Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. С. 252 (автор раздела - Г. Д. Отнюкова). <12> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3431.
Вполне очевидно, что законодатель отказался от определения понятия "место нахождения юридического лица", обобщенно определяя его в качестве территории, подведомственной соответствующему регистрирующему органу <13>. Следовательно, обособленным будет считаться любое подразделение юридического лица, находящееся на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели орган, зарегистрировавший это юридическое лицо, даже в том случае, если оно не является филиалом или представительством. -------------------------------- <13> Тот факт, что именно такое понимание места нахождения юридического лица будет наиболее логичным и целесообразным, признают и А. Эрделевский, и И. В. Перевалова (см.: Эрделевский А. Указ. соч. С. 94; Перевалова И. В. Указ. соч. С. 12 - 13; см. также: Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Указ. соч. С. 31; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 июля 2001 г. N А56-10005/01).
В то же время в отношениях с третьими лицами следует исходить из понимания термина "место нахождения юридического лица" в качестве ясно определенного почтового адреса, указанного в учредительных документах этого лица. В идеале данный адрес, именуемый в хозяйственном обороте юридическим, должен совпадать с местом нахождения исполнительного или иного постоянно действующего органа (для большинства юридических лиц) либо лица (одного из лиц), имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (для хозяйственных товариществ). 2. Осуществление всех или части функций юридического лица. Значение термина "функция юридического лица" российским законодательством не раскрывается. Гражданский кодекс РФ нигде, кроме ст. 55, о функциях юридического лица не упоминает. В современном русском языке существительное "функция" относится к группе полисемантических слов. К примеру, в толковом словаре, составленном под редакцией Д. Н. Ушакова (1940 г.), отмечено пять его значений <14>, столько же - в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (1998 г.) <15>. Как известно, многозначность слова обычно реализуется в речи: чаще всего даже самого узкого контекста бывает достаточно для того, чтобы прояснились оттенки значений таких слов. Представляется, что подобный взгляд в области языкового способа толкования следует признать в качестве основополагающего <16>. Таким образом, значение слова "функция" необходимо рассматривать в контексте п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ. На наш взгляд, данному контексту может соответствовать лишь одно значение, образующее семантическую структуру слова, первое из которых является основным, а второе - производным: (1) обязанность, круг деятельности; (2) явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления. Другими словами, функции юридического лица - это направления его деятельности, которые зависят от объема дееспособности юридического лица. -------------------------------- <14> Толковый словарь русского языка: В 4 т. Том IV / Под ред. Д. Н. Ушакова. По изд. 1940 г. М., 2000. Стб. 1124. <15> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 1998. С. 858. <16> Этот подход отмечается как в специальной юридической, так и лингвистической литературе (см.: Проблемы теории государства и права: Учебник / Отв. ред. С. С. Алексеев. М., 1979. С. 362 - 363 (автор раздела - А. Ф. Черданцев); Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык: Учебное пособие для вузов. М., 1997. С. 24 - 25 (автор раздела - И. Б. Голуб)).
Заметим, что осуществлять все или часть функций юридического лица могут и некоторые необособленные подразделения, что является исключением из общего правила, согласно которому это есть характеристика всех обособленных подразделений. На практике встречается ошибочное мнение, что обособленные структурные подразделения могут осуществлять лишь те направления деятельности, которые реализует само юридическое лицо. Но поскольку de facto и de jure любую деятельность, в том числе по месту нахождения своих обособленных подразделений, осуществляет юридическое лицо, то при ответе на вопрос о возможности занятия определенным видом деятельности следует исходить из объема дееспособности этого лица, установленного законодательством и его учредительными документами. 3. Наличие стационарных рабочих мест, оборудованных по месту нахождения обособленного подразделения. По мнению большинства авторов, указанный признак является характерным для налогово-правового понимания обособленного подразделения юридического лица и не применяется в гражданско-правовых отношениях. Вместе с тем в состав любого структурного подразделения входят физические лица, состоящие с юридическим лицом в трудовых (общее правило) либо гражданско-правовых (исключение из общего правила) отношениях. Причем, по нашему твердому убеждению, в состав обособленного структурного подразделения всегда в числе прочих должны входить работники юридического лица. В противном случае теряется смысл создания обособленного структурного подразделения, поскольку мы будем иметь дело с обычными представителями юридического лица. При этом важным представляется не просто наличие работников самих по себе, а именно работников, реализующих свою трудовую функцию на стационарных рабочих местах. В противном случае необходимо было бы рассматривать в качестве структурных подразделений надомников (работников, выполняющих свои трудовые обязанности на дому) либо командированных работников, что, конечно же, было бы неверным <17>. Другими словами, факт заключения трудового договора с работником и выплата ему заработной платы не является автоматическим подтверждением факта создания и оборудования стационарного рабочего места <18>. -------------------------------- <17> Аналогичная точка зрения высказывается в следующих работах: Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Указ. соч. С. 24, 28; Цыганков Э. М. Проблемы применения и системного развития налогового законодательства в аспекте соотношения публичного и частного права. М., 2005. С. 69. <18> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 октября 2002 г. N А26-3503/02-02-07/160.
Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ и ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" <19> рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Другими словами, понятие рабочего места тесно связано с понятием работника, поскольку рабочее место всегда предполагает присутствие работника <20>. -------------------------------- <19> Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3702. <20> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2003 г. N А05-2502/03-141/26.
Заметим, что признак наличия стационарных рабочих мест, оборудованных по месту нахождения обособленного подразделения, носит факультативный характер и имеет значение прежде всего для трудовых и налоговых правоотношений; он определяет момент фактического создания (завершения процесса создания) обособленного подразделения <21>. С точки зрения гражданского и предпринимательского права обособленное подразделение считается созданным с момента принятия решения о его создании (для филиалов и представительств дополнительно требуется государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с момента которой они приобретают силу для третьих лиц) <22>. -------------------------------- <21> См.: Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18 сентября 2000 г. N А05-3796/00-271/14; ФАС Московского округа от 5 февраля 2001 г. N КА-А40/55-01; ФАС Волго-Вятского округа от 26 июня 2002 г. N А31-653/7; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 июля 2002 г. N А05-1890/02-145/20. <22> Данную точку зрения с нами разделяют А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головкин (см.: Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Указ. соч. С. 41 - 42).
В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. По общему правилу, если иное не указано в локальном правовом акте о создании структурного подразделения, оно считается созданным на неопределенный (следовательно, более одного месяца) срок. В деятельности ряда юридических лиц встречаются случаи создания мобильных подразделений, работники которых в течение одного месяца либо даже в течение рабочего дня выполняют свои должностные обязанности в разных местах, в том числе за пределами одного населенного пункта. В данном случае рабочие места по общему правилу будут считаться закрепленными за тем подразделением (по месту его нахождения), в штатное расписание которого включены соответствующие должности; при включении соответствующих должностей в штатное расписание юридического лица без включения в штат конкретного подразделения рабочие места по общему правилу будут считаться закрепленными по месту нахождения (юридическому адресу) юридического лица <23>. -------------------------------- <23> Такое же мнение высказывают А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головкин (см.: Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Указ. соч. С. 24). См. также: Постановление ФАС Центрального округа от 16 января 2002 г. N А14-6773-01/240/10.
Вместе с тем в случае, когда работники такого мобильного подразделения (например, бригада строителей или торговый агент) выполняют работу преимущественно на территории, подведомственной одному налоговому органу, не совпадающему с органом, зарегистрировавшим юридическое лицо, не находясь при этом в служебной командировке, то рабочее место должно признаваться стационарным, созданным на указанной территории <24>. Преимущественным по аналогии с правилом определения резидентства налогоплательщиков должно признаваться пребывание работников на определенной территории более 183 дней в году <25>. -------------------------------- <24> Судебная практика в целом стоит на схожих позициях (см., к примеру: Постановление ФАС Уральского округа от 9 января 2003 г. N Ф09-2799, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2002 г. N Ф08-447/2002-161А), хотя имеются случаи, когда суды указывали, что само по себе выполнение работ на объектах заказчика в течение длительного срока еще не означает создание стационарных рабочих мест, находящихся под контролем работодателя (см.: Постановления ФАС Центрального округа от 18 февраля 2002 г. N А14-6918-01/251/10, от 10 мая 2001 г. N А14-7574-00/176/24). <25> Вместо признака преимущественного пребывания А. В. Брызгалин, В. Р. Берник и А. Н. Головкин выделяют признак выполнения работ лицами, проживающими на той территории, где ведется трудовая деятельность, в частности, при строительстве (см.: Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Указ. соч. С. 26).
Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ обособленные подразделения должны содержать оборудованные стационарные рабочие места. Причем под оборудованным рабочим местом следует понимать место, снабженное необходимыми устройствами, приспособлениями, приборами, механизмами и т. п., необходимыми для производства каких-либо работ <26>. По этой причине факт покупки или приобретения нежилых помещений, сооружений, земельных участков и т. п. во временное владение и (или) пользование не является свидетельством создания обособленного подразделения (при отсутствии вышеперечисленных признаков) <27>. -------------------------------- <26> См.: Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Указ. соч. С. 27. <27> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 16 ноября 2001 г. N А62-892/2001.
Ряд авторов применительно исключительно к филиалам и представительствам дополнительно выделяют признаки организационной и относительной имущественной обособленности <28>. -------------------------------- <28> См.: Перевалова И. В. Указ. соч. С. 6, 13 - 14; Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. С. 252 - 253 (автор раздела - Г. Д. Отнюкова). Фактически такие же отличительные признаки филиалов и представительств выделяют А. В. Брызгалин, В. Р. Берник и А. Н. Головкин (см.: Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Указ. соч. С. 36).
Организационная обособленность филиалов и представительств, по их мнению, помимо признака организационного единства, присущего любому структурному подразделению и включающего в себя наличие у подразделения собственного наименования; организационной структуры, во главе которой стоит руководитель подразделения; определенной цели образования и деятельности; системы локальных правовых актов, регулирующих деятельность подразделения, заключается в следующем: - наличие руководителя, действующего по доверенности; - наличие специальной, законодательно установленной процедуры, устанавливающей создание и ликвидацию филиала (представительства). Вместе с тем следует указать, что далеко не во всех случаях руководители филиалов и тем более представительств имеют доверенность на право осуществлять деятельность от имени юридического лица. В то же время на основании доверенности могут действовать руководители необособленного подразделения, что не делает соответствующие подразделения организационно обособленными. Организационная обособленность, по нашему убеждению, проявляется в наличии у подразделения иерархической структуры, во многом копирующей структуру юридического лица; наличии подразделений, осуществляющих экономическую (хозяйственную) деятельность, ее планирование и учет, управление персоналом и т. д. В указанном значении организационной обособленностью также обладают не все обособленные подразделения, в том числе не все филиалы и представительства. По этим причинам мы считаем нецелесообразным выделение признака организационной обособленности. Что касается специальной, законодательно установленной процедуры, регулирующей процесс создания и ликвидации филиалов и представительств, то ее (процедуру) следует отнести к признаку публичного признания организации (подразделения) в качестве филиала (представительства). Более того, целесообразно законодательно закрепить признак публичного признания организации (структурного подразделения) в качестве обособленного подразделения, включив в Гражданский кодекс РФ императивную норму, обязывающую юридические лица указывать в своих учредительных документах все обособленные подразделения, созданные в форме филиалов и представительств. Причем помимо наименования обособленных подразделений в учредительных документах как минимум должно быть указано место их нахождения. В целях устранения декларативного характера данной правовой нормы следует предусмотреть негативные правовые последствия в случае ее нарушения, в частности невозможность осуществления деятельности по месту нахождения непоименованного в учредительных документах юридического лица его обособленного структурного подразделения, ответственность юридического лица. Что касается других форм обособленных подразделений, то требование обязательного включения их в учредительные документы юридического лица нецелесообразно либо в силу сезонного характера их деятельности, либо в силу того, что это может повлечь несоизмеримо большое увеличение объема учредительных документов (в частности, для упоминавшихся нами ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Акционерный коммерческий сберегательный банк Российской Федерации", ФГУП "Почта России") и неизбежно создать сложности для соответствующих юридических лиц. Но при этом необходимо будет исходить из того, что филиалом или представительством будет считаться любое подразделение, реализующее в числе прочих представительские функции юридического лица, независимо от указания в учредительных документах (как это имеет место в настоящее время). В то же время решение о создании любого обособленного подразделения должен принимать один и тот же орган, а не разные как в текущий момент, когда решение о создании филиалов и представительств принимает один орган (в акционерных обществах - наблюдательный совет (совет директоров), в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью - собрание участников общества, в хозяйственных товариществах - все полные товарищи, в производственных и потребительских кооперативах (кроме жилищных накопительных кооперативов) - общее собрание членов кооператива, в жилищных накопительных кооперативах - правление, в унитарных предприятиях и учреждениях - учредитель, в других некоммерческих организациях - высший орган управления организации), решение о создании других форм обособленных подразделений - другой, как правило, единоличный исполнительный орган. Другими словами, необходимо исключить из компетенции исполнительных органов юридического лица полномочия в сфере создания иных обособленных структурных подразделений, не являющихся филиалами и (или) представительствами. Признак относительной имущественной обособленности, по мнению И. В. Переваловой, выражается в наличии у них отдельного баланса, счета в банке и территориальной удаленности имущества от места нахождения юридического лица. По этому поводу следует сказать следующее. Во-первых, правильнее говорить об открытии счетов в кредитных, а не только в банковских организациях; кроме того, счет может быть открыт в территориальных управлениях Федерального казначейства. Во-вторых, отдельный баланс и счет могут иметь место не только у филиалов и представительств, но и у других обособленных подразделений, а также у некоторых подразделений, не относящихся к разряду обособленных <29>. Более того, отдельные филиалы и представительства могут не иметь баланса и (или) счета в кредитных организациях <30>. Все это свидетельствует о нецелесообразности выделения признака относительной имущественной обособленности. -------------------------------- <29> См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 января 2002 г. N Ф03-А59/01-2/2806. <30> Аналогичного мнения придерживается И. С. Шиткина (см.: Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., 2003. С. 264).
Во главе обособленного структурного подразделения стоит руководитель, который действует на основании полномочий, предоставленных ему положением о соответствующем подразделении, должностной инструкцией и другими локальными правовыми актами юридического лица. Указанные акты регламентируют полномочия руководителя обособленного подразделения в рамках так называемых внутриорганизационных отношений, т. е. в отношениях с работниками подразделения и другими работниками юридического лица (где руководитель обособленного структурного подразделения выступает в качестве представителя юридического лица - работодателя), во взаимосвязях с другими структурными подразделениями юридического лица, в том числе его органами управления. Следует различать полномочия руководителя обособленного структурного подразделения во внутриорганизационных отношениях и во внешних отношениях (отношениях с органами власти и управления, партнерами юридического лица, другими участниками гражданских и хозяйственных правоотношений). Если во внутриорганизационных отношениях, в том числе в трудовых правоотношениях, руководитель обособленного структурного подразделения вправе действовать только на основании локальных правовых актов юридического лица, то в административных, процессуальных, гражданских и хозяйственных правоотношениях единственным основанием для его деятельности от имени юридического лица является доверенность. Другими словами, в административных, процессуальных, гражданских и хозяйственных отношениях руководитель обособленного структурного подразделения действует как обычный представитель юридического лица. По этой причине юридически безразлично, совпадает ли перечень полномочий руководителя обособленного структурного подразделения, содержащийся в доверенности, с соответствующим перечнем, указанным в положении о данном обособленном структурном подразделении и других локальных правовых актах юридического лица, или нет. Вместе с тем может возникнуть ситуация, когда общее собрание участников или наблюдательный совет юридического лица корпоративного типа либо учредитель юридического лица унитарного типа принимают решение о создании обособленного структурного подразделения (в частности, филиала) и утверждают положение о нем, а исполнительные органы выдают доверенность руководителю обособленного подразделения, содержащую более широкие либо ограниченные полномочия по сравнению с положением о структурном подразделении. Единственный выход из данной ситуации - предусмотреть в учредительных документах (de lege ferenda - в Гражданском кодексе РФ) необходимость предварительного согласования (одобрения) содержания доверенности (причем любой доверенности, поскольку в противном случае ее могут выдать другому сотруднику обособленного структурного подразделения) с общим собранием участников, наблюдательным советом либо учредителем юридического лица, если ее содержание шире полномочий, содержащихся в положении о соответствующем структурном подразделении. В последнее время стало модным говорить об участии обособленных структурных подразделений (по крайней мере, некоторых из них - филиалов и представительств) в корпоративных (внутрифирменных, внутриорганизационных, внутрихозяйственных), налоговых и других отношениях. При этом выделяют отношения структурных отношений друг с другом и с создавшим их юридическим лицом, в том числе с его органами управления. Все это неизбежно приводит отдельных ученых к выводу о наличии у соответствующих подразделений правосубъектности (отдельных ее элементов) <31>. -------------------------------- <31> См.: Винницкий Д. В. Указ. соч. С. 46 и др.; Перевалова И. В. Указ. соч. С. 8, 18 - 19; Предпринимательское право / Отв. ред. С. А. Зинченко, Г. И. Колесник. Ростов-на-Дону, 2003. С. 62 (автор раздела - М. Н. Малдехина); Предпринимательское (хозяйственное право): В 2 т.: Учебник / Отв. ред. О. М. Олейник. М., 1999. Т. 1. С. 286 - 287 (автор раздела - О. Н. Кондрашкова); Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова... С. 253 (автор раздела - Г. Д. Отнюкова); Сумской Д. А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов. М., 2006. С. 51. В советский период было также распространено мнение о правосубъектности таких структурных подразделений, как производственные единицы производственных объединений (подробнее об этом см.: Калмыков Ю. Х. Правовое регулирование хозяйственных отношений (Вопросы гражданского законодательства). Саратов, 1982. С. 68 - 76).
Заметим, что любое структурное подразделение, в том числе филиал или представительство, не обладает признаками правосубъектности, поскольку у него отсутствует признак публичного признания в качестве юридического лица <32>. В силу этого любое подразделение юридического лица, в том числе обособленное, не может обладать какими-либо субъективными юридическими правами и (или) обязанностями, в том числе правом на защиту. Ведь оно не субъект права, к коим в отечественной юриспруденции относятся физические лица, юридические лица, государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования <33>. По этой же причине оно не может быть участником правоотношений, в том числе участником так называемых внутриорганизационных отношений, т. е. отношений с работниками подразделения и юридическим лицом в целом, во взаимосвязях с другими структурными подразделениями юридического лица, в том числе его органами управления. -------------------------------- <32> Подробнее о признаке публичного признания организации в качестве юридического лица см.: Тюкавкин-Плотников А. А. К вопросу о признаках юридического лица // Академический юридический журнал. 2006. N 2. С. 28 - 29. <33> Даже те авторы, которые утверждают, что понятие субъекта права не совпадает с понятием субъекта гражданского права, в итоге анализируют лишь перечисленных нами субъектов права (см., к примеру: Архипов С. И. Субъект права: теоретическое исследование. СПб., 2004). Что касается так называемых неправосубъектных образований (крестьянские (фермерские) хозяйства, холдинги и др.), то современное отечественное законодательство не признает их в качестве субъектов правоотношений, возлагая все юридические права и обязанности на их главу, центральную компанию и т. п. Если даже предположить, что какое-либо неправосубъектное образование наделяется возможностью участвовать в правоотношениях, обладать правами и нести обязанности, то фактически такая организация будет являться юридическим лицом.
К сожалению, следует констатировать, что в российском законодательстве до сих пор сохранились отдельные правовые нормы, которые позволяют сделать вывод о наличии отдельных элементов правосубъектности у филиалов и представительств. Так, в п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <34>, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <35>, абз. 3 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <36>, абз. 3 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <37> говорится о том, что филиал и представительство осуществляют свою деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Аналогичная, по сути, норма содержится в абз. 2 ст. 19 Налогового кодекса РФ, согласно которой филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, по месту нахождения соответствующих обособленных подразделений. Перечисленным Федеральным законам вторит Высший Арбитражный Суд РФ. В частности, в абз. 2 п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14 мая 1998 г. N 34 "О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц" говорится о том, что "обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица". -------------------------------- <34> Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1. <35> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145. <36> Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785. <37> Собрание законодательства РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
Кроме того, в соответствии с абз. 2 и 3 п. 5 ст. 2, ст. 13.1 - 13.2 Федерального закона о некоммерческих организациях структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, образованное в форме отделения, признается организационно-правовой формой юридического лица и подлежит государственной регистрации; структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, созданные в форме филиала или представительства, приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении. Налоговый кодекс РФ (п. 1 - 2 ст. 9, абз. 1 п. 2 ст. 11) признает участниками налоговых правоотношений филиалы и представительства международных организаций, иностранных компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств. Еще более "интересные" нормы содержит Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <38>. В соответствии с п. 7 ст. 12 указанного Закона "филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица". Согласно п. 24 ст. 33 Закона об образовании филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений. Причем лицензирование они всегда проходят самостоятельно, с получением отдельной лицензии, что подтверждается п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 <39>. -------------------------------- <38> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797; Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150. <39> Собрание законодательства РФ. 2000. N 43. Ст. 4249.
В действительности филиалы и другие обособленные подразделения не могут иметь прав и (или) обязанностей по отношению к участникам хозяйственного оборота, а следовательно, не могут реализовывать (исполнять) какие-либо права (обязанности) <40>. Это относится и к так называемым правам юридического лица. И уж тем более они не могут осуществлять никакой своей деятельности от чьего-либо имени. В связи с этим требуется корректировка соответствующих положений федеральных законов, которые дают основания заподозрить наличие элементов правосубъектности у филиалов и других подразделений юридического лица. -------------------------------- <40> Такого же мнения придерживаются органы государственной власти и управления (см., в частности, п. 2 - 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14 мая 1998 г. N 34; письмо МНС РФ от 2 марта 1999 г. N ВГ-6-18/151@).
Что касается создания иностранными некоммерческими неправительственными организациями обособленных структурных подразделений на территории Российской Федерации и деятельности по месту нахождения этих подразделений, то также недопустимым будет признание за этими подразделениями правосубъектности (тем более без признания статуса юридического лица). Наиболее правильным было бы осуществление государственного контроля за деятельностью иностранных некоммерческих неправительственных организаций на территории Российской Федерации по месту нахождения их обособленных структурных подразделений в форме аккредитации по аналогии со ст. 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <41>. Причем федеральный орган, ответственный за аккредитацию обособленных структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, должен определяться Правительством РФ. -------------------------------- <41> Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
Кроме того, на наш взгляд, требуется отказаться от понятия "организация" в Налоговом кодексе РФ при рассмотрении фигуры участника налоговых отношений, заменив его понятием юридического лица, а филиалы и представительства международных организаций, созданных на территории Российской Федерации, соответственно вывести из числа субъектов налоговых правоотношений, используя в их отношении подход, применяемый при налогообложении отечественных юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений. Что же касается требований в отношении самостоятельного прохождения обособленными структурными подразделениями через процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, то это противоречит нормам Гражданского кодекса РФ, поскольку деятельность осуществляют не подразделения, а юридическое лицо по месту их нахождения. По этой причине требуется срочное внесение изменений в нормы законодательства об образовании, регулирующие указанные процедуры. В частности, выходом из сложившейся ситуации было бы лицензирование образовательной организации по месту ее нахождения и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Причем указанное правило, по нашему мнению, следует распространить на все виды деятельности, подлежащие лицензированию, а не только на образовательную деятельность <42>. -------------------------------- <42> Это вызвано тем, что зачастую юридическое лицо соответствует лицензионным требованиям и условиям только по месту своего нахождения, не соблюдая их при осуществлении своей деятельности по месту нахождения своих обособленных подразделений.
Неверным будет и отнесение обособленных структурных подразделений к объектам права хотя бы в силу того, что подразделение является частью создавшего его юридического лица, субъекта, и никак не объекта прав. Поэтому необходимо исключить из российского законодательства нормы, в которых структурное подразделение, в том числе обособленное, рассматривается как объект прав. В частности, необходимо исключить упоминание о филиалах и иных структурных подразделениях должника - юридического лица из содержания п. 1 ст. 110 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <43>, поскольку объектом продажи могут быть не структурные подразделения, а имущество, закрепленное за ними. -------------------------------- <43> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
В юридической литературе была высказана точка зрения о наличии у некоторых подразделений (таких, как филиалы и представительства) правомочий использования и содержания имущества, производных от правомочий собственника <44>. Заметим, что указанная точка зрения не нова. Так, в отношении производственных единиц производственных объединений советского периода высказывалось мнение о том, что юридические возможности по распоряжению закрепленным за указанными подразделениями имуществом характеризуется как внутрихозяйственное право оперативного управления <45>. -------------------------------- <44> См.: Перевалова И. В. Указ. соч. С. 14 - 15. Кондрашкова О. Н. именует режим имущества структурных подразделений юридического лица как внутрихозяйственное ведение (см.: Предпринимательское (хозяйственное) право. Т. 1. С. 287). За необходимость признания гражданским законодательством вещных прав обособленных подразделений на закрепленное за ними имущество ратует Д. В. Винницкий (см.: Винницкий Д. В. Указ. соч. С. 55). <45> См.: Заменгоф З. М. Имущественная самостоятельность хозяйственных органов и их подразделений // Советское государство и право. 1973. N 5. С. 46.
Вместе с тем поставленная в юридической литературе проблема вещно-правовой принадлежности имущества филиалов и представительств представляется надуманной. Во-первых, правомочия филиалов и представительств в отношении предоставленного ему имущества ничем не отличаются от аналогичных правомочий любого другого структурного подразделения юридического лица. Во-вторых, у структурного подразделения не может быть никаких вещных прав в отношении используемого им имущества хотя бы в силу того факта, что оно не относится к числу субъектов права. Пользование имуществом и его содержание является не правомочием, а компетенцией подразделения. В-третьих, именно в силу отсутствия у любого структурного подразделения юридического лица, в том числе его филиала и представительства, каких-либо прав в отношении закрепленного за ним имущества юридическое лицо может в любой момент изъять это имущество без объяснения причин, без каких-либо компенсаций, а структурное подразделение, в свою очередь, не может никоим образом воспрепятствовать этому, защитить себя от этого. К сожалению, в очередной раз следует заметить, что повод к постановке и обсуждению проблемы так называемого вещно-правового режима имущества структурных подразделений дает сам отечественный законодатель. Так, согласно абз. 2 ст. 32 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <46> структурные подразделения (отделения) общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками. Остается лишь надеяться на скорейшее изъятие указанной правовой нормы из данного Закона как противоречащей содержанию и существу глав 17 и 19 Гражданского кодекса РФ. -------------------------------- <46> Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
Итак, в свете изложенного ст. 55 Гражданского кодекса РФ следовало бы изложить в следующей редакции: "Статья 55. Обособленные подразделения юридического лица 1. Обособленным является подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. 2. Обособленные подразделения не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Управление обособленным подразделением осуществляется в соответствии с учредительными документами создавшего его юридического лица и положением об обособленном подразделении. Руководители обособленных подразделений назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. 3. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. 4. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть одновременно с функциями представительства. 5. Учредительные документы юридического лица должны содержать сведения о его филиалах и представительствах, включая сведения об их наименовании и месте их нахождения. Юридическое лицо может заниматься деятельностью по месту нахождения своего филиала или представительства только с момента внесения сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц.".
Название документа