Организация владеет на праве собственности земельным участком. Территориальный орган Росреестра произвел кадастровую оценку участка, принадлежащего организации. В дальнейшем исполнительный орган муниципального образования, на территории которого находится земельный участок, обратился к территориальному органу Росреестра с требованием изменить кадастровую стоимость участка, так как считал, что кадастровая оценка занижена. При этом муниципальное образование не было связано обязательствами с организацией в части земельного участка, принадлежащего последней на праве собственности. Правомерно ли требование муниципального образования в лице исполнительного органа?
Ответ: Требование муниципального образования в лице исполнительного органа правомерно, так как оно направлено на реализацию его полномочий по осуществлению местного самоуправления.
Обоснование: Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Положение).
Согласно п. 1 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
На основании п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ст. 66 ЗК РФ).
Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Следовательно, правомерность заявленных требований муниципального образования зависит от факта нарушения его прав.
В Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 отражено, что законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ), доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований (ч. 3 ст. 57 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.
На основании ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Таким образом, муниципальное образование вправе обращаться в суд с иском об изменении размера кадастровой стоимости участка, расположенного на его территории. Данное право не ставится в зависимость от каких-либо еще отношений между муниципальным образованием и организацией (Постановление ФАС Поволжского округа от 24.02.2014 N А65-3164/2013). Руководствуясь вышеизложенным, необходимо сделать вывод о правомерности действий муниципального образования в лице исполнительного органа.
Таким образом, считаем, что муниципальное образование, на территории которого находится земельный участок, вправе обращаться к территориальному органу Росреестра с требованием изменить кадастровую стоимость участка, если кадастровая оценка занижена, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, а данный налог отнесен к местным налогам и зачисляется в бюджеты городских округов по нормативу 100 процентов. Данные действия будут направлены на реализацию его полномочий по осуществлению местного самоуправления.
В. Д.Пичужкин
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
29.05.2014