Индивидуальный предприниматель собирается изготавливать по индивидуальным заказам населения изделия из бетона (тротуарную плитку, брусчатку, бордюры и др.). Вправе ли он применять ЕНВД в отношении данной деятельности? Правомерно ли будет в случае применения ЕНВД при осуществлении указанных услуг применять бланки строгой отчетности для расчетов с населением?

Ответ: Индивидуальный предприниматель вправе применять ЕНВД в отношении деятельности по изготовлению по индивидуальным заказам населения изделий из бетона (тротуарной плитки, брусчатки, бордюров и др.), если это предусмотрено решением соответствующих представительных органов. В случае применения ЕНВД при осуществлении указанных услуг индивидуальный предприниматель вправе применять бланки строгой отчетности для расчетов с населением.

Обоснование: В силу пп. 1 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

По нашему мнению, услуги по изготовлению по индивидуальным заказам населения изделий из бетона (тротуарной плитки, брусчатки, бордюров и др.) относятся к бытовым услугам по коду 016306 Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) (см. также Письмо Минфина России от 26.10.2010 N 03-11-06/3/148).

Таким образом, если это предусмотрено решением соответствующих представительных органов, применение индивидуальным предпринимателем ЕНВД в отношении деятельности по изготовлению по индивидуальным заказам населения изделий из бетона (тротуарной плитки, брусчатки, бордюров и др.) правомерно.

В части применения в данном случае бланков строгой отчетности следует иметь в виду Письмо Минфина России от 19.06.2013 N 03-11-11/22905, в котором даны следующие разъяснения.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 данного Федерального закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Согласно п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению и применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при расчетах наличными денежными средствами и (или) расчетах с использованием платежных карт в соответствии с п. 2 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона вправе выдавать бланки строгой отчетности.

Т. М.Замятина

Советник отдела

специальных налоговых режимов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

02.07.2013