Структура договорных связей в хозяйственных отношениях

(Каменков В. С.)

("Предпринимательское право", 2007, N 2)

Текст документа

СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ

В. С. КАМЕНКОВ

Каменков В. С., Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь.

Хозяйственная деятельность, хозяйственные отношения регулируются не только законодательством, но и хозяйственными договорами. Многочисленность и разнообразие общественных отношений, регулируемых хозяйственными договорами, объясняет многообразие договорных связей и их возможную структуру. В классическом смысле хозяйственный договор представляет собой соглашение (встречное волеизъявление) субъектов хозяйствования, направленное на достижение определенных целей (правовых последствий), предусматривающее взаимные права и обязанности. Поэтому структуру хозяйственных договоров можно рассматривать как минимум с двух позиций: 1) одного договора или всей совокупности имеющихся и возможных договоров и 2) совокупности хозяйственных договоров данного субъекта хозяйствования.

С первой точки зрения структура договорных связей зависит от типа и вида хозяйственного договора, его целей, от количества лиц, участвующих в заключении и исполнении конкретного договора, и других факторов. Она может быть простой либо сложной.

При простой структуре контрагентами в договоре выступают, как правило, два субъекта хозяйствования, которые непосредственно заключают и исполняют договор. Например, в договоре поставки это будут поставщик (часто это одновременно и производитель продукции), с одной стороны, и покупатель (потребитель) - с другой.

А в сложной договорной структуре предполагается участие в качестве контрагентов одного или нескольких промежуточных звеньев. В подобном примере, скажем, производитель продукции заключает договоры с посредником, а он, в свою очередь, - с потребителем. Соответственно с увеличением числа посредников увеличивается и количество договоров, опосредующих хозяйственные связи между участниками данных отношений. Практика показывает, что решение вопроса о том, заключать ли договор с изготовителем, потребителем (заказчиком) непосредственно или привлечь промежуточное звено, определяется экономическими соображениями каждым субъектом хозяйствования. Система экономических стимулов действует в каждом конкретном случае по-разному для различных субъектов. Крупные предприятия, как правило, сами организовывают снабжение и сбыт своей продукции (выполнение работ, оказание услуг). Наоборот, мелким и средним субъектам хозяйствования выгоднее использовать сеть посредников. Помимо размеров предприятия, определенное значение могут иметь количество поставщиков и потребителей, дефицитность и многообразие ассортимента потребляемого сырья и изготовляемой продукции и т. п.

Однако сложная договорная структура может иметь место и в рамках одного хозяйственного договора. Ярким примером сложной договорной структуры является договор строительного подряда, когда на стороне подрядчика (генподрядчика) может выступать достаточно большое количество субподрядчиков.

Структура договорных связей в хозяйственных отношениях может рассматриваться и в других аспектах.

Первый аспект - структура связей с основными договорными контрагентами. Основными договорными контрагентами следует признать контрагентов, с которыми налажены систематические и наиболее значительные по объемам, по сумме сделок либо по иным причинам существенные для жизнедеятельности данного субъекта хозяйствования обязательственные отношения. Структура договорных связей с основными контрагентами обусловливает профиль, содержание деятельности субъекта хозяйствования. Исполнение таких договоров формирует основной доход субъекта хозяйствования, предопределяет размеры налоговых выплат и другие затраты. Структура подобных договорных связей предрешает внутреннюю структуру субъекта хозяйствования, влияет на численность его персонала, на распределение функциональных обязанностей.

Второй аспект - тесная взаимосвязь между договорами с основными контрагентами субъекта хозяйствования и всеми иными договорами, способствующими осуществлению первых. Для четкого исполнения обязательств требуется совмещение условий основных и вспомогательных договоров в части количества, сроков и т. д. Фактически это взаимосвязь основного и требующихся для его исполнения вспомогательных и обслуживающих договоров.

Например, если Минский автомобильный завод заключил с покупателем договор на поставку партии автомобилей, то для исполнения этого обязательства он должен заключить еще несколько десятков вспомогательных договоров. Это договоры со смежниками на получение от них металла, двигателей, колес, шин, электрооборудования, компрессоров и других комплектующих. Требуется заключить договоры с транспортными организациями на поставку в установленные сроки этих комплектующих. Нередки договоры на выполнение маркетинговых исследований, создание рекламной продукции, оказание рекламных и информационных услуг, хранение товаров. Нужно также заключить договоры на энерго-, водо - и теплоснабжение, на поставку продуктов питания для столовой и т. д.

Имеются и другие взгляды на структуру договорных связей в хозяйственных отношениях.

Так, можно выделить следующие группы договорных связей.

Основные договорные связи. Сюда относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, поставки для государственных нужд, контрактации сельскохозяйственной продукции, договор товарного кредита, который предусматривает обязательство купли-продажи или поставки с условием оплаты стоимости товара в будущем. В хозяйственных целях используется также договор мены.

Посреднические договорные связи: договоры комиссии, консигнации, франшиза, поручения, договоры торгового агентирования и некоторые другие.

Например, по договору поручения поверенный на основании предоставленных доверителем полномочий обязуется совершить юридические действия определенного характера от имени доверителя за вознаграждение (ст. 861 ГК). По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется совершить в интересах и за счет другой стороны (комитента) по поручению комитента одну или несколько сделок от своего имени за вознаграждение (ст. 880 ГК). По агентскому договору одна из сторон (агент) обязуется совершать в интересах и за счет другой стороны (принципала) юридические и иные действия как от своего имени, так и от имени принципала за вознаграждение.

Договорные связи, способствующие исполнению основных договорных связей. Так, по договору выполнения маркетинговых работ исполнитель обязуется провести маркетинговые исследования в соответствии с заданием заказчика и передать ему результат в документированном виде, а заказчик обязуется оплатить работу.

Организационные договорные связи. Это договоры: об организации взаимосвязанной деятельности по материальному снабжению или сбыту товаров; между органами исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров; органов исполнительной власти и местного самоуправления с производственными и торговыми компаниями по вопросам осуществления торговли товарами.

По отдельным видам обязательств также имеются характерные особенности структуры договорных связей.

Так, существенными особенностями характеризуется структура связей по поставкам (закупкам) продукции для государственных нужд. При этом возможны одноуровневые и двухуровневые договорные связи (см. ст. 495 - 504 ГК).

Общий порядок формирования таких связей следующий. Организации, определяемые Правительством Республики Беларусь, а в регионах - облисполкомами, получают право выступать в качестве заказчиков. Они подыскивают поставщиков соответствующих товаров. Предусмотрен конкурсный порядок отбора поставщиков, однако он применяется не всегда. Принятие поставщиком заказа на поставку носит добровольный характер. Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика лишь в случаях, предусмотренных законодательством, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного контракта.

После размещения заказа государственный заказчик (организация-заказчик) разрабатывает проект государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд и направляет его поставщику. Поставщик (при согласии) подписывает его, и между сторонами возникает обязательство по поставке товаров для государственных нужд. Эта схема применяется, когда заказчиками выступают организации, сами использующие товар, например унитарные или казенные предприятия.

В тех случаях, когда товар закупается для других лиц, ст. 501 ГК предусматривает выдачу заказчиком, заключившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщику с указанием в ней наименований и адресов получателей, количества и ассортимента причитающихся им товаров. Товар отгружается согласно разнарядке в адреса получателей, но стоимость товара оплачивается заказчиком, которому выделены средства из соответствующего бюджета.

Наряду с этим ст. 499 ГК предусматривает более сложную, двухуровневую, структуру связей. В заключенном государственном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не самому заказчику, а определяемому заказчиком покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. В силу заключенного контракта и полученного от заказчика извещения о прикреплении поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд.

В названных случаях первое обязательство оформляется контрактом между заказчиком и поставщиком. Второе обязательство создают выдача заказчиком на основе контракта извещения о прикреплении покупателя к поставщику и заключение договора между покупателем и поставщиком. В результате возникают два различных обязательства, в которых совпадает только поставщик. При помощи такой схемы достигается ресурсное обеспечение соответствующей государственной программы.

Заказчик сам определяет более предпочтительную структуру договорных связей. Он исходит из целей сохранения за собой контроля за реальной поставкой товаров, выступает обязанной стороной по оплате их стоимости.

Имеются и более сложные структуры связей. Они возникают, когда контракт и основанный на нем договор на поставку заключают одни организации, а отгрузка товара производится в адрес третьих лиц, не участвующих в договорных отношениях и лишь фактически использующих товар в хозяйственных целях. При этом уже не заказчик, а покупатель по договору поставки для государственных нужд выдает поставщику отгрузочную разнарядку. В ней указываются наименование и адреса получателей, количество товара, его ассортимент и сроки поставки каждому из них. Обязанность оплаты стоимости товара лежит на покупателе по договору. Таким способом, например, нередко осуществляется поставка закупленных для государственных нужд продовольствия, медицинской продукции и иного имущества в войсковые части, военные госпитали и другим потребителям.

Значительно усложняется структура договорных связей по договору энергоснабжения, когда в качестве энергоснабжающей организации по такому договору может выступать организация, не владеющая энергетическими сетями. В этом случае передача абоненту энергии осуществляется за счет абонента сетевой организацией (владельцем энергетической сети) по договору оказания услуг по передаче энергии, заключаемому с энергоснабжающей организацией или с абонентом (п. 2 ст. 510 ГК).

Существенными особенностями отличается структура договорных отношений, основанная на привлечении должниками к исполнению своих обязательств иных организаций-соисполнителей (как правило, это относится к договорам на выполнение работ и оказание услуг). В этих случаях должник выступает в роли генерального исполнителя, а привлеченные им к выполнению обязательств лица - в роли субисполнителей. Отношения между генеральным исполнителем и субисполнителями определяются заключаемыми между ними самостоятельными договорами, в которых генеральный исполнитель (должник по генеральному договору) выступает в качестве кредитора.

Генеральный исполнитель несет перед основным кредитором ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субисполнителями, а перед последними - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение основным кредитором обязательств по генеральному договору.

В таком порядке зиждутся отношения в случаях необходимости привлечения к исполнению обязательств организаций, специализирующихся на выполнении определенных видов работ и потому способных выполнить их дешевле и с лучшим качеством. Таковы отношения генерального подрядчика с субподрядчиками, принципалов с агентами, привлекающими по договорам субагентов, комитентов с комиссионерами и субкомиссионерами, и другие.

При наличии генерального договора основной кредитор вправе заключать договоры на выполнение отдельных видов работ (услуг) данного рода лишь с согласия генерального исполнителя. В этом случае привлеченные по самостоятельным договорам в качестве должников лица не участвуют в отношениях, производных из генерального договора. Они несут ответственность за исполнение своих обязательств непосредственно перед кредитором.

Имеет свои особенности и структура межрегиональных договорных отношений. Межрегиональные торговые связи чрезвычайно значимы. Они закрепляют и углубляют производственную кооперацию между регионами, способствуют улучшению снабжения населения, развитию конкуренции на товарных рынках. Органы исполнительной власти предварительно выявляют на своей территории потенциальных поставщиков товаров, предлагаемых к продаже, определяют возможные объемы поставок и уровни цен. На этой основе соответствующими органами исполнительной власти заключаются межрегиональные соглашения. В результате создается сложная система отношений. Она включает в себя соглашения, подписанные руководителями органов исполнительной власти, и торговые договоры между продавцами и покупателями, расположенными в этих регионах. Надо отметить недостаточную правовую регламентацию подобных отношений.

Название документа