Каков порядок применения Постановления Правительства РФ от 24.12.94 "О лицензировании отдельных видов деятельности": как определяются размеры платы за рассмотрение заявления, платы за выдачу лицензии исходя из соответствующих затрат лицензионного органа?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 декабря 1996 г. N 04-05-13/27

Департамент налоговых реформ рассмотрел Ваше письмо о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 и сообщает.

Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что размеры платы за рассмотрение заявления и платы за выдачу лицензии определяются исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. При этом плата за рассмотрение заявления и плата за выдачу лицензии поступает в доход бюджета, за счет которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.

Кроме того, данным Постановлением определено, что лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющиеся по существу бюджетными организациями и на которые в полной мере распространяется действие Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Согласно п.4 ст.15 этого Закона расходы, связанные с предоставлением гарантий государственному служащему (в т. ч. по обеспечению необходимых для исполнения их должностных обязанностей условий работы, медицинскому обслуживанию, служебному транспорту и т. д.), производятся за счет соответствующего бюджета.

С учетом этого под соответствующими затратами лицензионного органа могут пониматься только отдельные виды затрат, связанные с обеспечением лицензионной деятельности и не связанные с содержанием аппарата лицензионного органа. К ним, в частности, могут относиться затраты на изготовление бланков заявлений, бланков лицензий, бланков заключений и т. п., учитываемые в смете расходов бюджетной организации.

Придерживаясь данной позиции, Минэкономики России и Минфин России разработали в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 Порядок установления платы за лицензию NN СИ-1-Д, 04-05-13 от 1 июня 1995 г.

При этом надо иметь в виду, что в плату за лицензию не должна включаться оплата труда независимых экспертов в случае проведения обследования или экспертизы.

Однако, учитывая, что действие данного Постановления не распространяется на те виды деятельности, особый порядок лицензирования которых установлен правовыми актами Российской Федерации и Президента Российской Федерации, большинство из них требует решения в соответствующем законодательном акте.

В настоящее время Минэкономики России, Минфином России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации подготовлен и в установленном порядке направлен на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации проект Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", целью которого является обеспечение единой государственной политики в области лицензирования, установление общей правовой и организационной основы ведения лицензионной деятельности.

Важнейшими положениями законопроекта являются:

впервые дается определение основных понятий, связанных с лицензированием;

предусматривается разграничение полномочий в области лицензирования Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом все основные регулирующие функции (определение лицензионных органов, утверждение порядка ведения лицензионной деятельности и др.) возлагаются на Правительство Российской Федерации;

устанавливаются основные правила оформления и выдачи лицензии;

предусматривается осуществление контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, ответственность должностных лиц лицензионных органов за нарушение законодательства о лицензировании и ответственность юридических лиц и граждан при осуществлении лицензируемых видов деятельности;

устанавливается единый подход к системе лицензионных сборов путем ограничения их верхнего предела 100-кратным установленным законом минимальным размером оплаты труда. Сбор должен зачисляться в бюджет, за счет которого содержится лицензионный орган. При этом конкретные размеры сборов по видам деятельности устанавливаются либо Правительством Российской Федерации, либо органами власти субъектов Российской Федерации;

устанавливается исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории Российской Федерации, который вбирает в себя виды деятельности, лицензирование которых уже предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, при определенном их сокращении.

14.12.96 Заместитель руководителя

Департамента налоговых реформ

А. И.КОСОЛАПОВ