Некоторые аспекты определения правового режима выморочных жилых помещений

(Воронова О. Н.) ("Наследственное право", 2007, N 1) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВЫМОРОЧНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

О. Н. ВОРОНОВА

Воронова О. Н., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Белгородского университета потребительской кооперации.

В российском наследственном праве имущество умершего считается выморочным, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ). В законодательстве зарубежных стран нормативно закреплены два подхода к определению правовой природы права на выморочное имущество. По законодательству Германии (§ 1936 ГГУ), Швейцарии (ст. 466 ШГК), Италии, Испании приобретение государством выморочного имущества рассматривается как наследование, то есть производный способ приобретения права собственности в порядке универсального правопреемства. Во Франции (ст. 539, 768 ФГК), Англии, США (титул 78 Единообразного закона о распоряжении невостребованным имуществом США) государство приобретает выморочное имущество как бесхозяйное без каких-либо обременений, что является первоначальным способом приобретения права собственности <1>. -------------------------------- <1> Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е. А. Васильев. М., 1993. С. 544 - 545; Комментарий к части третьей Гражданского кодекса РФ / Под ред. Е. А. Суханова, А. Л. Маковского. М., 2002. С. 197 - 198.

В российском дореволюционном законодательстве (ст. 1162, 1163, 1263 т. X, ч. 1, Свода законов гражданских) вопрос о природе выморочного имущества однозначно не был решен. С одной стороны, имущество приобреталось государством (а в исключительных случаях, обозначенных, в частности, в ст. 1168, 1169, 1172, 1172.1 - 1172.2, - определенными учреждениями) только по истечении 10 лет со времени последнего опубликования в ведомостях вызова о явке наследников, в течение которых кредиторы наследодателя имели возможность удовлетворить свои требования за счет этого имущества. С другой стороны, даже после приобретения такого имущества государство не освобождалось от оплаты долгов, на нем лежащих (т. X, ч. 1, ст. 1263). Вместе с тем в литературе преобладал подход, согласно которому государство приобретало выморочное имущество не по праву наследования, а получало его как бесхозяйное и в отличие от права наследования, при котором принявшие наследство наследники отвечали по долгам наследодателя в полном объеме, несло такую ответственность в пределах стоимости приобретенного имущества <2>. -------------------------------- <2> Мейер Д. И. Русское гражданское право. В 2 ч. Часть 2. М.: Статут, 1997. С. 442 - 443; Никольский В. Н. Об основных моментах наследования. Сравнительное изложение. М., 1871. С. 359 - 363; Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.: Фирма "СПАРК", 1995. С. 510 - 51.

В советский период согласно ст. 418, 433, 434 ГК РСФСР 1922 г. выморочное имущество поступало в распоряжение государства, хотя государство к лицам, призываемым к наследованию, не относилось, но все-таки отвечало по долгам наследодателя в пределах действительной стоимости наследственного имущества. Большинство советских авторов тех времен (Л. А. Лунц, И. С. Перетерский, В. И. Серебровский) данное право рассматривали как особое право наследования со стороны государства, поскольку переход: а) происходил после смерти лица; б) распространялся на все имущество умершего как единое целое; в) связывался с ответственностью по долгам, обременяющим наследство; г) считался совершившимся в момент открытия наследства <3>. -------------------------------- <3> Серебровский В. И. Избранные труды. М., 1997. С. 246 - 247.

Такой подход являлся общепризнанным и впоследствии был законодательно закреплен в ст. 117 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Союзных республик 1961 г. и ст. 552 ГК РСФСР 1964 г. Сам же термин "выморочное имущество" был заменен термином "имущество, переходящее по праву наследования к государству". В настоящее время третья часть ГК РФ вернула термин "выморочное имущество". Статьи 1116, п. 2; 1151, п. 2, ГК РФ свидетельствуют о том, что Российская Федерация не только является единственным получателем выморочного имущества, но и о том, что такое имущество переходит к ней в порядке наследования по закону. Используемое законодателем словосочетание "в порядке наследования по закону" имеет значение для определения механизма передачи выморочного имущества в собственность государства, поскольку означает использование законодательной конструкции наследственного права по отношению к выморочному имуществу <4>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Н. Ф. Качур, Е. А. Баукиной, И. С. Богдановой "Некоторые проблемы наследования выморочного имущества" включена в информационный банк согласно публикации - "Бюллетень нотариальной практики", 2003, N 4. ------------------------------------------------------------------ <4> Качур Н. Ф., Баукина Е. А., Богданова И. С. Некоторые проблемы наследования выморочного имущества // Бюллетень нотариальной практики. 2004. N 4. С. 24.

В п. 3 ст. 1151 ГК РФ определено, что выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ и муниципальных образований определяется законом. Однако до настоящего времени такого закона нет, как нет и достаточной судебной практики в решении этого вопроса. Поэтому следует определить, какие из существующих (или подлежащих созданию) органов исполнительной власти должны осуществлять функции по передаче, оценке, учету, эксплуатации и контролю за использованием этой категории имущества, перешедшего в собственность Российской Федерации. В этом плане, как представляется, небесполезен опыт зарубежных государств. В частности, во Франции согласно ст. 769 ГК территориальная администрация по управлению государственным имуществом, которая претендует на получение наследственного имущества, обязана опечатать и произвести его инвентаризацию в предусмотренных порядке и формах. Статья 770 Кодекса Наполеона в редакции Ордонанса от 23 декабря 1958 г. N 58-1307 указывает, что администрация в порядке судебного производства должна запросить суд первой инстанции того округа, в пределах которого открылось такое наследство, о вводе во владение при непременном участии в деле адвоката. Суд принимает решение по заявленному требованию по истечении трех месяцев и 40 дней с даты публикации; объявление об этом осуществляется в обычной форме после получения согласия прокурора Республики. Если о бесхозяйном или выморочном имуществе заявлено должным образом, территориальный орган по управлению государственным имуществом назначается попечителем и может до предъявления требования в суд сам осуществить необходимые формальности по оглашению, предусмотренные в Ордонансе. Примечательно, что действие Ордонанса было распространено также и на "заморские территории" Франции <5>. Во всех случаях необходимым свидетельством доведения информации об открывшемся выморочном наследстве до всеобщего сведения согласно правилам Ордонанса от 24 октября 1958 г. N 58-1007 является экземпляр объявления, подписанного директором управления государственной собственностью, утвержденного мэром того населенного пункта, в котором открылось наследство. Ордонанс N 58-1307 устанавливает также, что орган управления государственной собственностью, не выполнивший предписанные формальные требования, несет ответственность в виде штрафа и выплаты убытков наследникам в случаях, когда таковые объявятся. Таким образом, в нормативных актах данного государства установлена не только последовательность действий государственных органов по оглашению факта выморочности, инвентаризации и учету, принятию ими имущества, но и ответственность за несоблюдение предписанных требований. -------------------------------- <5> Закон от 29 июля 1961 г. N 61-823 // D. 1961. 252; BLD. 1961. 511.

В Японии в случаях, когда неизвестно, имеются ли у умершего наследники, в отношении наследственного имущества назначается семейным судом администратор, наделенный правами юридического лица, о чем необходимо публично уведомить общественность (ст. 952 ГК Японии); в его обязанности входит представление отчетов о состоянии имущества по требованиям заинтересованных лиц (ст. 954). Если по истечении сроков, установленных ГК по розыску наследников, имущество остается невостребованным, оно переходит в государственное казначейство. В такой ситуации администратор должен представить отчет в компетентные государственные органы об управлении имуществом. В Российской Федерации в настоящее время действующим актом в области наследования выморочного имущества является Постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 "Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" <6> с учетом изменений, внесенных различными его редакциями (в ред. Постановлений Совета Министров СССР от 29 июня 1989 г. N 520, от 14 июля 1990 г. N 699, от 3 сентября 1990 г. N 884, от 21 декабря 1990 г. N 1324, от 25 июля 1991 г. N 518). -------------------------------- <6> СП СССР. 1984. N 24. Ст. 127.

Как видно из названия Положения, с одной стороны, оно имеет более широкую сферу действия, нежели это вытекает из требований ст. 1151 ГК РФ, благодаря включению в его предмет учета, оценки и реализации конфискованного имущества или кладов, а с другой - в нем явно отсутствует одна из важнейших областей регулирования, прямо предусматриваемая указанной статьей, касающаяся порядка передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Как отмечалось, п. 3 ст. 1151 ГК РФ предписывает принятие специального акта в ранге федерального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества. Следовательно, не только по формальным реквизитам, но и по содержательной стороне имеющиеся в настоящее время правила должны быть признаны не соответствующими требованиям ГК РФ. Предусмотренный Постановлением Совета Министров СССР N 683 и основанной на его положениях Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" <7> порядок осуществления передачи имущества и его оценка исходят из того, что компетентными органами для этих целей являются налоговые органы, а это уже не укладывается в рамки их компетенции, определенные действующим законодательством, в частности Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 <8>. -------------------------------- <7> СП СССР. 1984. N 24. Ст. 127. <8> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о невозможности использовать правила упомянутых актов для решения соответствующих проблем, связанных с передачей государству выморочного имущества в порядке наследования. Если говорить о наследовании жилых помещений, то в действующем законодательстве решен вопрос об органе, уполномоченном приобретать от имени Российской Федерации недвижимое имущество. Таким органом является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом <9>. Что же касается иного имущества (имущественных прав, ценных бумаг, денежных средств, валютных и культурных ценностей, огнестрельного оружия и т. д.), то, исходя из положений ст. 125 ГК РФ, необходимо обращаться к нормативным актам, регулирующим компетенцию соответствующих государственных органов. Например, совершенно очевидно, что если речь идет о приобретении выморочных денежных средств (в том числе по банковским вкладам), валютных ценностей, то уполномоченным органом будет Федеральное казначейство в лице его территориальных органов по месту открытия наследства. -------------------------------- <9> Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1492.

Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" (п. 1) установлено, что исключительно Российский фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Таким образом, Российский фонд федерального имущества является уполномоченным органом, который осуществляет учет, оценку и распоряжение федеральным движимым имуществом, перешедшим в собственность Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законом, в том числе в порядке наследования, при этом указанное имущество передается ему другими федеральными органами исполнительной власти РФ. Еще одним вопросом, требующим выяснения, является вопрос о порядке выдачи свидетельства о праве на выморочное имущество. Согласно ст. 1162 ГК РФ свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. Исходя из данной нормы, каждый наследник может получить свидетельство, выданное: 1) на всех и на все имущество в целом (идентичного содержания); 2) на всех и на часть имущества; 3) на него одного и на все имущество; 4) на него одного и на часть имущества. То есть по желанию наследников каждый из них может получить отдельное свидетельство, выданное на часть имущества, при этом "часть имущества" и "доля в праве на наследственное имущество" не являются тождественными понятиями <10>. -------------------------------- <10> Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный). Часть 3 (раздел V комментирует Ю. К. Толстой). М., 2002. С. 137.

Согласно п. 1 ст. 1162 ГК РФ в таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации (ст. 1151 ГК РФ). Таким образом, положения, содержащиеся в п. 1 ст. 1162 ГК РФ, распространяются и на наследственные отношения с участием Российской Федерации. Если учесть, что Российская Федерация является особым субъектом, выступающим в гражданском обороте через различные органы, действующие в рамках их компетенции (ст. 125 ГК РФ), то положения ст. 1162 ГК РФ подлежат применению с учетом этих особенностей. Поэтому свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества должно выдаваться на имя Российской Федерации (без указания конкретных органов), но в нескольких экземплярах - на отдельные части выморочного имущества (в зависимости от вида имущества) по заявлению соответствующих компетентных государственных органов. На основании вышеизложенного полагаем, что обязательным в специальном законе о приобретении выморочного имущества является указание органов и лиц, которые будут обязаны выявлять случаи выморочного имущества и сообщать о них соответствующим государственным органам, принимать меры охраны такого наследства, состоящего из движимых и недвижимых вещей, и управления имуществом в интересах государства, вступать во взаимодействие с нотариальными органами, обеспечивать организацию и ведение учета, оценки выморочных наследств и т. д. В законе должны быть предусмотрены меры, предотвращающие злоупотребления в этой области, формы ответственности за нарушение закона. В частности, таким органом может быть местная администрация по управлению государственным имуществом, которая претендует на получение наследственного имущества. Вопросы последующей передачи выморочного имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований должны быть решены дифференцированно - исходя из культурной и иной ценности и назначения имущественных объектов, а также из общих начал разграничения государственной федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований. Регулирование этих вопросов потребует учета особенностей установленного законодательством правового режима отдельных видов имущества, оснований применения институтов хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным имуществом, условий и порядка реализации объектов, входивших в состав выморочного имущества, и др. В Российской Федерации в настоящее время, руководствуясь новым Гражданским кодексом, нотариальные конторы регистрируют выморочное имущество как собственность Российской Федерации (согласно ст. 1151 ГК РФ). Учитывая перечисленные выше проблемы, полагаем, что процедура передачи выморочного имущества в собственность государства, а затем последующая передача в собственность муниципальных образований является излишне усложненной. Следует отметить, что в проекте третьей части Гражданского кодекса определялось, что выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования по месту открытия наследства. По мнению Н. В. Сосны, положение этой статьи наиболее четко разграничивало и определяло правовое состояние имущества, оставшегося без наследников, и разом убирало бюрократические проблемы, связанные с переходом имущества из одного правового положения в другое <11>. -------------------------------- <11> Сосна Н. В. Выморочное имущество: проблемы и возможные пути решения // Бюллетень нотариальной практики. 2004. N 3.

Особо следует отметить, что в составе выморочного имущества самым ценным являются жилые помещения. А вышеуказанные противоречия в законодательстве влекут сотни бесхозяйных жилых помещений, развал налаженной годами работы органов местного самоуправления по принятию выморочного имущества и бесконечные судебные тяжбы с государством <12>. -------------------------------- <12> Сосна Н. В. А тайно ли завещание? // Нотариус. 2005. N 4. С. 25.

Поэтому представляется возможным установить особый правовой режим наследования выморочных жилых помещений. То есть исключением из общего правила о переходе выморочного наследства в собственность РФ (п. 2 ст. 1151 ГК РФ) может стать переход выморочного жилого помещения в муниципальную собственность по месту открытия наследства, минуя переход в собственность РФ. При подобном подходе ускорится оформление жилых помещений в муниципальную собственность, что, в свою очередь, позволит решить социальные проблемы, связанные с нехваткой жилья для нуждающихся граждан, так как жилые помещения будут распределяться в порядке, установленном жилищным законодательством. Пропорционально стоимости переданного в муниципальную собственность жилого помещения на органы местного самоуправления должны возлагаться долги наследодателя. Помимо этого, следует установить срок, по истечении которого имущество считается выморочным, равным одному году. Анализ наследственного права в республиках бывшего СССР позволяет сделать некоторые выводы относительно наследования выморочного имущества. В наследственном праве Республики Туркменистан, Грузии определено, что выморочное имущество переходит к казне. В Республике Беларусь, Украине наследниками выморочного имущества являются муниципальные образования. Наследниками выморочного имущества в Узбекистане и Кыргызстане выступают также муниципальные образования, а при их отказе - само государство. Обращают на себя внимание следующее положение туркменского (п. 1 ст. 1160 ГК РТ) и грузинского (п. 1 ст. 1343 ГКГ) наследственного закона: если наследодатель находился на содержании учреждений для престарелых, инвалидов, лечебных, воспитательных учреждений и учреждений социального обеспечения, то выморочное имущество переходит в их собственность. По мнению О. Е. Блинкова, "туркменский и грузинский наследственные законы совершили революционный шаг в развитии института наследования по закону, введя в число наследников по закону при выморочности наследственного имущества юридические лица" <13>. -------------------------------- <13> Блинков О. Е. Развитие наследственного права в бывших республиках СССР // Нотариус. 2004. N 4. С. 27; N 5. С. 39.

Исходя из этого, можно предложить дополнить п. 2 ст. 1151 ГК РФ нормой следующего содержания: "Если наследодатель находился на содержании учреждений для престарелых, инвалидов, лечебных, воспитательных учреждений и учреждений социального обеспечения, то выморочное имущество переходит в собственность указанных учреждений". Полагаем, что необходимость скорейшей разработки и принятия закона о выморочном имуществе нами доказана. Особенно это важно для определения правовой судьбы выморочных жилых помещений как особого объекта наследования.

Название документа