В настоящее время существует практика погашения недоимки по одним видам налогов за счет переплаты по другим. Нашей организацией представлено в ГНИ соответствующее письмо с просьбой произведения подобного зачета. Однако по ряду технических и иных причин документальное подтверждение поступлений платежей в бюджет от финансовых органов поступает после фактического прихода денег. Правомерно ли в таком случае по причинам, не зависящим от налогоплательщика, взимание сумм пени?

Ответ: Действительно, возможность погашения недоимки по налогам путем их зачета за счет переплат текущих налоговых платежей предусмотрена п.1 разд. VII Инструкции от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в ГНИ оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной Приказом Госналогслужбы РФ от 15.04.94 N ВГ-3-13/23.

Интересно отметить, что согласно п.2 разд. VII Инструкции излишне поступившая сумма платежа засчитывается в погашение недоимки по другим платежам того же плательщика без его специального заявления. Последний лишь ставится в известность. Таким образом, налогоплательщику не обязательно обращаться к налоговым органам с подобной просьбой в какой-либо форме.

Записи о произведенных зачетах налоговых платежей осуществляются налоговым органом на основании выписок из лицевых счетов, полученных от учреждений банков, и копии решения налогового органа (п.6 разд. II, пп.1, 2 разд. VII Инструкции).

Именно с того момента, как налоговый орган примет решение о зачете недоимки по одному виду налога за счет излишне поступивших сумм других платежей и сделает соответствующую запись в карточке лицевого счета налогоплательщика, обязанность последнего по погашению недоимки перед бюджетом будет считаться исполненной. Иными словами, пени на сумму долга перестанет начисляться после того, как денежные средства в погашение недоимки поступят на тот раздел бюджетной классификации, который предназначен для учета именно этого вида налога. Связано это с тем, что обязанность по уплате налога считается исполненной только при непосредственном поступлении соответствующих сумм платежей в бюджет (Письмо Президиума ВАС РФ "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов" от 04.04.96 N 1).

В данной связи важно обратить внимание на тот факт, что документы об уплате платежей в территориальные бюджеты для разноски данных по лицевым счетам и сведения в единый реестр поступают в налоговые инспекции через посредство финансовых органов. Как следует из п.1 разд. II Инструкции, передача указанных документов финансовыми органами производится в суточный срок после их получения из учреждений банков. В данной связи соблюдение сроков отправки налоговым органам необходимых для проведения зачета платежных документов становится особенно принципиальным, поскольку зачет поступивших сумм переплат производится только после прихода выписок из лицевых счетов из учреждений банков, и, соответственно, с этого момента на сумму недоимки перестают начисляться пени.

Однако вполне вероятна передача финансовыми органами данных документов с опозданием. По всей видимости, именно об этом виде задержки документального подтверждения перечисления в бюджет излишней суммы налогового платежа и говорится в заданном вопросе.

В таком случае предприятию-налогоплательщику следует обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных интересов, с иском о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственного органа, которые подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст.16 ГК РФ 1994 г.).

08.10.96 Ю. Камфер

АКДИ