Предприятие из-за отсутствия средств на приобретение материальных ресурсов вынуждено остановить основное производство. Работникам выплачивается 2/3 тарифной ставки, осуществляются другие необходимые расходы. Может ли возникнуть ситуация, что из-за искусственно завышенной себестоимости, после выхода из простоя, реализация продукции будет производиться по ценам ниже себестоимости?

Ответ: Списание затрат, связанных с простоем, производится в соответствии с Положением "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 552 от 05.08.92, далее - "Положение").

Указанные затраты могут возмещаться из различных источников, в зависимости от причин простоя предприятия. Потери от простоя по внутрипроизводственным причинам списываются на себестоимость (п.3 Положения). В случае простоя по внешним причинам не компенсируемые виновниками потери включаются во внереализационные расходы (п.15 Положения). Таким образом, ответ будет зависеть от того, считать ли причину простоя внешней или внутрипроизводственной.

В вопросе речь идет о простое из-за отсутствия материальных ресурсов. Если бы договор на поставку ресурсов был нарушен поставщиком, причины простоя нужно было бы отнести к внешним. Однако предприятие не может произвести закупки по внутренним причинам - из-за отсутствия денежных средств. Причина простоя, таким образом, внутрипроизводственная. Поэтому наличие потерь при простое приведет к увеличению себестоимости продукции.

Следует иметь в виду, что при реализации продукции по ценам не выше себестоимости для целей налогообложения (по налогам на прибыль и по НДС) будет применяться фактическая цена реализации при соблюдении следующих условий (см. п.5 ст.2 Закона РФ N 2116-1 от 27.12.91 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", п.1 ст.4 Закона РФ N 1992-1 от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость"):

1) рыночные цены на эту или аналогичную продукцию ниже фактической себестоимости;

2) в течение 30 дней до реализации продукции по ценам не выше себестоимости аналогичная продукция реализовывалась по ценам выше фактической себестоимости.

24.09.96 Е. Каган

АКДИ