Наше предприятие получило отсрочку по уплате задолженности по налогам на основании Указа Президента N 65. Основанием для данного решения послужил тот факт, что в четвертом квартале 1995 г. у нас образовалась недоимка. Однако при сдаче бухгалтерского отчета за 1 полугодие 1996 г. налоговая инспекция заявила, что мы не можем пользоваться данной отсрочкой, поскольку за три квартала 1995 г. недоимок у нас не было. Права ли налоговая инспекция?

Ответ: В соответствии с п.1 Указа Президента РФ "О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 года" от 19.01.96 N 65 отсрочка уплаты задолженности, возникшей перед бюджетом, предоставляется при соблюдении двух условий:

1. Текущие налоговые платежи предприятием-должником выплачиваются полностью и своевременно.

2. Задолженность предприятия по налогам, штрафам и пеням за нарушение налогового законодательства, по уплате которой предоставляется соответствующая отсрочка, образовалась до 1 января 1996 г.

При этом общая сумма задолженности по налогам, штрафам и пеням включает в себя как недоимку по налоговым платежам (по видам налогов), так и неуплаченные штрафные санкции и пени в бюджеты различных уровней и Федеральный дорожный фонд (п.1 Письма Минфина РФ и Госналогслужбы РФ "О порядке выполнения Указа Президента РФ от 19.01.95 N 65" от 08.02.96 NN 11, ВГ-6-09/81).

Таким образом, на первый взгляд, решение вопроса о предоставлении отсрочки уплаты задолженности по налогам, штрафам или пеням во временном аспекте не ставится в зависимость от того конкретного периода 1995 г., когда произошло ее образование (первый, второй, третий или четвертый кварталы). Главное - что по состоянию на 01.01.96 такая задолженность имеется, т. е. к 01.01.96 налицо факт нарушения налогоплательщиком установленной для него п.1 ст.11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.91 N 2118-1 обязанности по уплате платежей в бюджет.

Однако поскольку о наличии задолженности по уплате налога можно говорить только в случае его фактической неуплаты (о чем косвенно говорится в ст.13 Закона об основах налоговой системы), становится необходимым выяснение еще одного принципиального вопроса: какие именно сроки уплаты конкретных видов налогов предусмотрены действующим налоговым законодательством (к примеру, по налогу на прибыль и НДС).

Обращаясь к законам РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 и "О НДС" от 06.12.91 N 1992-1 и инструкциям Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10.08.95 N 37 и "О порядке исчисления и уплаты НДС" от 11.10.95 N 39, фиксирующим конкретные сроки уплаты данных видов налогов, можно сказать следующее.

1. В соответствии с п.3 ст.8 Закона о налоге на прибыль и п.5.4 Инструкции N 37 срок уплаты налога от фактически полученной прибыли по годовым расчетам исчисляется в десять дней со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

Исходя же из п.76 Положения "О бухгалтерском учете и отчетности в РФ" от 26.12.94 N 170 предприятие представляет годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.

Таким образом, задолженность по уплате налога на прибыль фактически появится у налогоплательщика не с 01.01.96, а лишь после 10.04.96.

2. Согласно же п.1 ст.8 Закона о НДС и п.30 Инструкции Госналогслужбы N 39 уплата этого налога (за исключением предприятий, для которых установлены определенные особенности) по общему правилу производится исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц или квартал в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем или кварталом соответственно.

Таким образом, и в данном случае наблюдается аналогичная ситуация, при которой задолженность налогоплательщика по уплате НДС за четвертый квартал 1995 г. фактически появляется только после 20.01.96.

Подводя же итог изложенному в целом, приходится признать, что при формальном прочтении п.1 Указа N 65 для получения предусмотренной в нем отсрочки уплаты недоимок, штрафов и пеней соответствующие нарушения налогового законодательства, действительно, должны быть совершены лишь в первых трех кварталах 1995 г., а также в первом и втором месяцах четвертого квартала в тех случаях, когда расчеты с бюджетом осуществляются помесячно, поскольку по состоянию на 01.01.96 констатировать наличие у налогоплательщика фактической задолженности по перечислению в бюджет налогов, штрафов и пеней можно только за эти временные периоды.

Исходя же из приведенных в вопросе сведений и основываясь на вышеизложенных фактах, решение налогового органа о неправомерности использования Вашим предприятием установленного финансовым органом порядка уплаты текущих и просроченных налоговых платежей является верным.

24.09.96 Ю. Камфер

АКДИ