Налоговым органом были проведены в отношении организации камеральная и выездная налоговые проверки по налогу на прибыль организаций в одно время и за один налоговый период. Данная организация обратилась в суд с целью признания действий налогового органа по проведению двух налоговых проверок в отношении одного налогоплательщика, по одному налогу, в одно время и за один налоговый период незаконными. Налоговый орган указал, что данные действия не противоречат НК РФ, так как камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и их проведение не зависит друг от друга

Имеет ли налоговый орган право проводить в отношении одной организации по одному налогу камеральную и выездную налоговые проверки в одно время и за один и тот же налоговый период?

Ответ: Налоговый орган имеет право проводить в отношении одной организации камеральную и выездную налоговые проверки по одному налогу, в одно время и за один и тот же налоговый период, так как указанные два вида налоговой проверки являются самостоятельными и их проведение не поставлено в зависимость друг от друга.

Обоснование: В соответствии с п. 5 ст. 89 Налогового кодекса РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Согласно абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

В силу п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В Письме ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529 разъясняется, что камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля. Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

Таким образом, нормы НК РФ не содержат запрета на проведение одновременно камеральной и выездной налоговых проверок в отношении одного и того же налогоплательщика, в одно время, за один и тот же налоговый период, поскольку данные проверки являются самостоятельными видами проверки как налогового контроля.

В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.

Так, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 N А29-5843/2012 указывается, что камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля, положения НК РФ не исключают возможности выявления в рамках выездной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах.

В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 N А75-2141/2012 указывается, что на основании абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 88, п. 1 ст. 89 НК РФ камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Таким образом, из анализа норм НК РФ и позиции ФНС России следует, что налоговый орган имеет право проводить в отношении одной организации камеральную и выездную налоговые проверки по одному налогу, в одно время и за один и тот же налоговый период, так как указанные два вида налоговой проверки являются самостоятельными и их проведение не поставлено в зависимость друг от друга.

Ю. Ю.Терехина

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

29.05.2014