Некоторые особенности предприятия как имущественного комплекса

(Артабаева Л. С.)

("Адвокат", 2007, N 4)

Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

КАК ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

Л. С. АРТАБАЕВА

Артабаева Л. С., главный юрисконсульт отдела консультирования и правовой защиты ЗАО МГПЦ "Защита".

Предприятие в целом или его часть как имущественный комплекс и самостоятельный объект гражданских прав может являться предметом любой предусмотренной или по крайней мере не запрещенной законом сделки. Предприятия продаются, покупаются, сдаются в аренду, закладываются, переходят по наследству. В целом оборотоспособность имущественного комплекса связана лишь с отнесением предприятия к недвижимости, которая предусматривает некоторые особенности свободного отчуждения и перехода от одного лица к другому.

Существует ряд серьезных пробелов в законодательстве, что затрудняет экономический оборот и порой создает препятствия для развития предпринимательства.

Продажа предприятия как имущественного комплекса сопровождается сложностями процедуры совершения сделок, в частности на этапах оценки предприятия, оформления сделки и регистрации прав на предприятие. В связи с этим предприятие является объектом большой стоимости, совершение ошибок при его покупке или продаже может сопровождаться значительными материальными затратами.

Известно, что к сделкам относятся юридические действия, влекущие установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Договор купли-продажи наряду с договорами мены, дарения, ренты направлен на передачу имущества. Именно передача имущества составляет основной элемент предмета обязательств, возникающих из этих договоров.

Особенность отношений, возникающих при продаже предприятия, обусловлена спецификой предмета.

Договор продажи предприятия представляет собой договор купли-продажи, предметом которого является предприятие в целом как имущественный комплекс, т. е. продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам (ст. 559 ГК РФ). К существенным условиям договора продажи предприятия относят условие о предмете договора и условие о цене. Условия, на которых достигнуто соглашение сторон, составляет содержание договора.

Существенными являются условия о предмете договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Без определения того, что является предметом договора, невозможно заключить ни один договор. Нельзя заключить договор продажи предприятия, если между покупателем и продавцом не достигнуто соглашение о том, что предприятие как имущественный комплекс или объекты недвижимости, находящиеся в составе предприятия, будут проданы в соответствии с данным договором.

Предмет договора продажи предприятия является его существенным условием. Аналогично ст. 554 ГК РФ (определение предмета в договоре продажи недвижимости) законодатель установил повышенные требования к определению предмета этого договора: в нем обязательно должен определяться состав продаваемого предприятия на основе его полной инвентаризации.

Предметом договора купли-продажи является предприятие как имущественный комплекс.

Предметом договора может быть не только предприятие в полном составе, находящееся в собственности покупателя, но и часть этого предприятия (например, имущество, закрепленное за филиалом, цехом). В то же время продажа отдельных элементов, входящих в состав предприятия (здание, станок, имущественное право и т. д.), осуществляется на основе общих норм о купле-продаже, поставке или продаже недвижимости.

Возможно, правообладатель имущественного комплекса пожелает заключить сделку, предметом которой будет предприятие, в состав которого включен только имущественный комплекс как сложная вещь. С точки зрения экономического содержания это тождественно сделке с имущественным комплексом как единой недвижимой вещью. Но в случае, если стороны определят предметом договора предприятие, то подчинят такой договор правилам сделок с предприятиями независимо от того, входит в его состав какая-либо недвижимость или нет. Из этого следует, что продажа предприятия как целостного имущественного комплекса предполагает совершение продавцом и покупателем различных сделок, направленных на фактическое отчуждение отдельных элементов предприятия покупателю. При решении вопроса о передаче в качестве элементов предприятия недвижимого имущества необходимо совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества и действий по государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество.

Поскольку предприятие представляет собой сложный объект, состоящий из разнообразных элементов, состав которых может видоизменяться по соглашению сторон (ст. 132, п. 2 ст. 559, абз. 2 п. 2 ст. 561 ГК РФ), для заключения договора необходимо точное определение элементов имущественного комплекса. Без этого предмет договора не может считаться определенным, а договор - заключенным.

В юридической литературе отмечается, что предприятие представляет собой не просто совокупность самостоятельных разрозненных вещей, а единый имущественный комплекс, обособленный от иного имущества собственника (юридического или индивидуального предпринимателя), образующего единое целое. Отдельные объекты недвижимости, относящиеся к предприятию, могут иногда находиться вне места расположения основной массы имущества. В качестве примеров предприятия могут рассматриваться заводы, станции, рестораны и проч. В собственности субъекта предпринимательской деятельности может находиться как одно, так и несколько предприятий, самодостаточных для постоянного использования в целях извлечения прибыли.

Правовой режим имущественных комплексов как сложных недвижимых вещей отличен от режима предприятий, хотя правообладатели иногда отождествляют эти понятия.

Имущественные комплексы отвечают критериям недвижимости в силу физических свойств, они в отличие от предприятия являются вещами, хотя и сложными. Недвижимые имущественные комплексы как сложные вещи подчиняются правовому режиму недвижимости, не отягощенному правилами о предприятиях.

Таким образом, от правильного определения предмета договора зависит, какими нормами будут регулироваться отношения между сторонами. Квалификация предмета договора купли-продажи определяет применение норм, регулирующих отношения между сторонами: в случае если предметом договора является предприятие как имущественный комплекс, такой договор подчиняется правилам совершения сделок купли-продажи предприятий независимо от его состава; в случае же, если предмет договора - отдельные объекты недвижимости, возникает необходимость совершения сделок по отчуждению недвижимого имущества и действий по государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество.

Кроме того, предмет договора продажи предприятия выглядит неопределенно, он распадается на совокупность вещей и имущественных прав и обязанностей, так что возникает парадокс продажи долгов, причем продажа предприятия превращается в длительный процесс, в котором может произойти изменение предмета договора.

Можно ли утверждать, что имущественный состав предприятия постоянен? Полагаем, что нет - поскольку состав имущественного комплекса предприятия непостоянен, а стоимость его по периодам колеблется в весьма значительных пределах.

Состав предприятия как имущественного комплекса подвергается постоянному изменению в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в то время как другим объектам недвижимости свойственно устойчивое постоянство во времени, высказывается А. Эрделевский. Считаем, что имущественный состав постоянно изменяется в ходе осуществления предпринимательской деятельности, т. е. некоторые вещи в составе имущественного комплекса изнашиваются и со временем выбывают, а некоторые в ходе функционирования предприятия обретают вид продукции и выбывают. Предприятие можно сравнить с организмом, который живет и развивается, и, как все живое, подвергается росту, развитию, изменению, старению. В этом специфика такого рода имущества, как предприятие.

Предприятие на протяжении всего периода своего существования будет изменяться по своей материальной форме и не будет иметь завершенной материальной формы. За счет отчуждения одних вещей и приобретения других предприятие постоянно меняет свой имущественный состав.

В состав предприятия не включаются обязательства по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей. При совершении сделки в отношении предприятия обязательства по уплате налогов, возникших до момента ее совершения, сохраняются за налогоплательщиком - собственником предприятия.

Необходимо подчеркнуть, что в состав предприятия следует включать те долги и права требования, которые возникли только в связи с деятельностью предприятия.

При всей важности материальной части имущественного комплекса предприятия нельзя умалять значения нематериальных элементов. Это прежде всего совокупность имущественных прав и обязанностей: права и обязанности из заключенных договоров различного хозяйственного содержания, в том числе денежные требования и долги по займам и кредитам. Нематериальными элементами являются также исключительные права на объекты промышленных прав как элементов имущественного комплекса, из которых можно выделить следующие: изобретения, ноу-хау, товарные знаки и промышленные образцы, секреты производства, т. е. технологические решения, методы организации производственного процесса, любые иные сведения, знания, навыки, применяемые как в производстве, так и в других областях. Кроме того, некоторые национальные законодательства (например, Италии) относят к нематериальным элементам имущественного комплекса отличительные знаки предприятия - фирму и вывеску. Не остается без внимания и то обстоятельство, что ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса включает и фирменное наименование.

Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ фирменное наименование признается средством индивидуализации юридического лица и является объектом интеллектуальной собственности. После регистрации фирменного наименования у юридического лица возникает исключительное право пользования им. То есть исключительное право на использование фирменного наименования у юридического лица возникает без его специальной регистрации. Право на фирменное наименование существует независимо от того, используется ли оно или нет, оно не ограничено никаким сроком, т. е. является бессрочным и прекращается лишь с ликвидацией юридического лица - пользователя или правообладателя. Исключительность прав на фирменное наименование состоит в том, в частности, что использование его третьими лицами осуществляется только с согласия правообладателя - юридического лица. Исключительному праву на фирменное наименование, равно как и иным исключительным правам, корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от использования фирменного наименования юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке.

Следовательно, нарушением исключительного права юридического лица на фирменное наименование является фактическое применение в качестве наименования другого юридического лица обозначения, тождественного фирменному наименованию юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке, а также регистрация другого юридического лица под тем же или сходным с ним до степени смешения наименованием.

Буквальное толкование п. 2 ст. 559 ГК РФ позволяет утверждать, что право на фирменное наименование входит в предмет договора продажи предприятия.

Фирменное наименование, как было указано, не подлежит особой регистрации независимо от регистрации предприятия. Право на фирму не может быть отчуждено отдельно от предприятия и прекращается с прекращением самого предприятия или с переходом предприятия к новому владельцу. Фирма, составляя неотделимую часть предприятия, индивидуализирует его (предприятие). Следовательно, фирма включается в состав предприятия как имущественного комплекса, а фирменное наименование коммерческой организации - собственника предприятия не может быть указано в составе предприятия. В связи с возникшей принципиально противоречивой ситуацией по поводу фирменного наименования на рассмотрение в Государственную Думу 25 марта 2002 г. был вынесен проект Федерального закона "О внесении изменений в п. 2 ст. 132 ГК РФ", в соответствии с которым предлагалось из перечня данной части исключить фирменное наименование.

Законопроектом предусматривалось путем внесения изменений в п. 2 ст. 132 и п. 2 ст. 559 ГК РФ устранить внутреннее противоречие норм названного Кодекса, исключив из состава предприятия как имущественного комплекса фирменное наименование, необоснованно включенное в указанный состав в качестве права на обозначение, индивидуализирующее предприятие, и соответственно предусмотреть невозможность его передачи при продаже предприятия.

На наш взгляд, внесенные законопроектами изменения достаточно обоснованны, так как позволяют не только устранить явные внутренние противоречия ГК РФ, но и обеспечить соблюдение коммерческими организациями положения Кодекса и иных нормативных правовых актов, в том числе Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" в части использования фирменных наименований, которые обязаны иметь все указанные организации.

К обозначениям, индивидуализирующим предприятие, никак нельзя отнести фирменное наименование, так как согласно действующему законодательству оно является средством, индивидуализирующим не предприятие (как имущественный комплекс), а его собственника - коммерческую организацию, в отличие от фирмы, которая в Положении о фирме 1927 г. признавалась названием предприятия как обособленного имущественного комплекса. Поэтому фирма всегда включалась в состав предприятия и была оборотоспособным объектом гражданских прав. Теперь под такой режим подпадает предусмотренное ГК РФ коммерческое обозначение, индивидуализирующее конкретный бизнес (предприятие) какой-либо организации. В мировой практике признается и реализуется возможность оценки именно такого обозначения (в том числе наименования) бизнеса (предприятия) организации и возможность его отчуждения. Напротив, фирменное наименование коммерческой организации в соответствии с ГК РФ не может включаться в состав предприятия, поскольку, по существу, является неотчуждаемым объектом гражданских прав, хотя право ограниченного его использования может предоставляться другому лицу в предусмотренных законом случаях (например, по договору цессии). В состав же предприятия могут быть включены средства индивидуализации самого предприятия как имущественного комплекса или отдельных составляющих его элементов, в том числе его общее коммерческое обозначение в виде конкретного наименования.

Полагаем необходимым обратить внимание на то, что фирменное наименование коммерческих организаций служит целям идентификации юридических лиц, индивидуализирует их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений. Наименование является формальным и неотъемлемым признаком юридического лица, так же как фамилия, имя и отчество физического лица. В случае если признать возможность продажи фирменного наименования в составе предприятия другому юридическому лицу, то в результате такое юридическое лицо будет иметь два фирменных наименования, а продавец окажется без такого наименования, что не позволит достаточно точно идентифицировать как первого, так и второго. Передача же права использования фирменного наименования, как это может быть предусмотрено договором коммерческой концессии, не влечет указанных последствий.

В связи с этим, безусловно, не вызывает сомнения, что продажа фирменного наименования коммерческой организации - покупателю предприятия не может иметь места.

Практика показывает, что применение ст. 132 ГК РФ вызывает значительное число неразрешимых проблем. Например, если фирменное наименование является объектом вещных прав, то должно ли приобретенное в составе предприятия как имущественного комплекса указанное наименование отражаться на балансе покупателя, и если да, то каким образом? Может ли покупатель предприятия как имущественного комплекса впоследствии продать приобретенное им в составе имущественного комплекса фирменное наименование? Следует также иметь в виду, что фирменное наименование юридического лица включает в себя указание его на организационно-правовую форму, а для унитарных предприятий - указание на собственника его имущества и характер деятельности.

Указанная статья ГК РФ не определяет, кто вправе отчуждать имущественный комплекс, признаваемый предприятием.

По общему правилу таким лицом должно быть само юридическое лицо - собственник такого имущественного комплекса (для хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов) или также собственник имущества юридического лица - для юридических лиц, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения). Отчуждение имущественного комплекса юридическим лицом, которому такой имущественный комплекс принадлежит на праве собственности, не приводит к полной утрате юридическим лицом имущества (за отчужденное имущество юридическое лицо получает в качестве платы деньги или иные вещи, которые должны отражаться на балансе данного юридического лица, однако при отчуждении имущества такое лицо лишается одного из средств своей индивидуализации - фирменного наименования). Таким образом, становится возможным существование юридического лица без фирменного наименования, что противоречит положениям ст. 54 ГК РФ. Казалось бы, доводы достаточно убедительны, и законопроект должен был бы пройти.

Целью законопроекта являлось уточнение правового режима фирменного наименования и исключение его из состава предприятия как имущественного комплекса путем внесения изменений в п. 2 ст. 132 ГК РФ. Но какими бы достаточно обоснованными ни были вносимые изменения, из-за их некомплексного характера законопроект был отклонен. Доводами были следующие суждения.

В настоящее время Российская Федерация является участницей нескольких международных конвенций, регулирующих отношения в области интеллектуальной собственности. Так, Парижская конвенция по охране промышленной собственности (п. 2 ст. 1) и Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ст. 2 "VIII"), рассматривают фирменное наименование как самостоятельный объект интеллектуальной собственности.

В мировой практике признается и реализуется возможность оценки фирменного наименования и возможность его отчуждения вместе с предприятием (бизнесом).

Ряд положений законодательства Российской Федерации также относит фирменное наименование к объектам интеллектуальной собственности и предусматривает возможность его передачи. Так, ст. 138 ГК РФ признает исключительное право (интеллектуальную собственность) на фирменное наименование. В п. 2 ст. 559 ГК РФ предусматривается, что право на фирменное наименование наряду с иными объектами интеллектуальной собственности переходит по договору продажи предприятия к покупателю, если иное не предусмотрено таким договором. Положения п. 1 ст. 86 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривают в целях удовлетворения требований кредиторов возможность продажи предприятия (бизнеса) должника, включающего в себя и фирменное наименование. Кроме того, необходимо отметить, что п. 1 ст. 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливается возможность приватизации фирменного наименования как составляющей подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия. Передача исключительных прав на фирменное наименование допускается также в рамках договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ). Далее отмечалось, что есть необходимость указать на неоднозначность правового режима фирменного наименования в законодательстве Российской Федерации. Общие правила о фирменном наименовании и его охране установлены в ст. 54 ГК РФ. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Ряд специальных федеральных законов, регулирующих вопросы, связанные с отдельными организационно-правовыми формами юридических лиц (Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О сельскохозяйственной кооперации" и др.), также указывают на принадлежность фирменного наименования юридическому лицу.

Исходя из содержания вышеуказанных норм, фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица как субъекта гражданских прав. Правообладателем такого наименования является не предприятие, а юридическое лицо - собственник предприятия. На основании вышеизложенного Правительство РФ отклонило предложенные законопроекты.

В настоящей работе фирменное наименование рассматривается лишь поверхностно, только в пределах, которые необходимы для достижения целей исследования.

Нематериальные элементы предприятия на рынке становятся все весомее, а потому приобрели непосредственную имущественную ценность. Всякий объект имеет экономическую ценность в связи с его потреблением, использованием. В конечном счете, ради такого потребления существует экономический оборот.

Материальную вещь можно продать одному лицу (если не считать общей собственности), поскольку возможности владения ею ограничены. Иначе обстоит дело с нематериальными объектами. Каждая идея (техническая идея, литературное произведение и т. д.) может быть одновременно использована неограниченным кругом лиц. Поэтому одно изобретение может быть одновременно продано неограниченному кругу лиц и одновременно использоваться ими. Известна классическая формула, отображающая разницу в характере материальных и нематериальных объектов: "Если у тебя есть яблоко, и у меня есть яблоко, и мы обменялись, у каждого из нас будет по яблоку. А если у тебя есть идея, и у меня есть идея, и мы обменялись, у каждого из нас будет по две идеи". И деться от этого в юридическом смысле некуда.

В составе предприятия может находиться определенное недвижимое имущество, которое является для данного предприятия имущественной основой, экономической базой. В таком случае это очень важный момент, поскольку с отчуждением данной недвижимости может быть связано прекращение деятельности предприятия.

Пробел законодателя в части неурегулированности определения цены четко прослеживается в приватизационных правовых актах, которые квалифицировали переход права собственности на предприятие с учетом только на материальный компонент. Сложившийся за десятилетия способ управления наложил определенный отпечаток и на механизм определения и оценки передаваемых предприятий как имущества. В централизованно типизированных формах учета состава и цены имущественного комплекса неизменно и исключительно фигурировали статьи бухгалтерских балансов. Из этого следует, что при переходе к новому собственнику имущественного комплекса его нематериальные активы (элементы), деловая репутация, связи, фирменное наименование нигде не находили отражения и утрачивались как для продавца, так и для покупателя. Соответственно, о цене (стоимости) этих элементов не приходилось говорить.

За рубежом цена продаваемого предприятия складывается из стоимости материальных и нематериальных активов. Оценка первых касается исключительно экономических подсчетов и не представляет интереса с правовой точки зрения. Что же касается оценки активов нематериальных, то в зарубежном праве имеются определенные правовые обычаи, на основании которых она может производиться. Состав нематериальных активов также отличается от принятого в российском праве. В частности, существует ряд так называемых особых нематериальных активов, к числу которых относятся фактическое положение на рынке, ее установившиеся деловые связи, приобретенная репутация, а также сложившаяся клиентура предприятия. Подобные активы представляют собой особого рода собственность компании, которая складывается целиком из специфических прав. Последние могут составлять какую-либо ценность, имеющую денежное выражение, или не иметь таковой.

Российский законодатель трактует понятие предприятия как объект гражданского оборота, который представляет собой не просто вещь или совокупность вещей, но и целый имущественный комплекс, включающий в свой состав наряду с вещами, обязательственные права требования и пользования, долги (обязанности), а также некоторые исключительные права (на фирменное наименование, товарный знак и др.) (ст. 132 ГК РФ).

Таким образом, в российском праве к числу нематериальных активов предприятия не отнесены такие понятия, как репутация и деловые связи предприятия, которые, возможно, представляются несколько абстрактными для формирующейся законодательной базы. Хотя действующим законодательством, в частности Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 от 16 октября 2000 г. N 91Н, деловая репутация организации определяется в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей. Оценка предприятия более сложна, чем оценка иных видов недвижимого имущества, так как в этом случае речь идет об оценке бизнеса, цена которого зависит от многих статистических и динамических факторов.

При определении же цены иного недвижимого имущества, входящего в комплекс, эти элементы не играют роли, тогда как уже одно фирменное наименование предприятия может сыграть определенную роль в установлении цены. Как элемент предприятия фирменное наименование увеличивает стоимость предприятия, выводя ее за пределы общей стоимости отдельно взятых составных частей предприятия, т. е. дает излишек дохода, обусловленный в конечном счете формированием клиентуры, спросом на результаты деятельности. Деловая же репутация имеет не только нематериальную ценность, но и приобретает имущественный характер, непосредственную связь с достижением в экономической деятельности реального дохода.

Кроме того, определенное недвижимое имущество, составляющее комплекс, может вообще не участвовать в предпринимательской деятельности, данный признак является обязательным условием для предприятия как имущественный комплекс.

Таким образом, особенностью договора купли-продажи предприятия является то, что наряду с имущественным комплексом покупатель получает от продавца коммерческую информацию, деловую репутацию и деловые связи, которые впоследствии остаются у покупателя. Покупатель практически сразу приобретает деловую репутацию и деловые связи продавца, в то время как продавец накапливал их в течение многих лет своей предпринимательской деятельности.

Название документа