Правовое стимулирование в сфере недвижимости

(Сусликов В. Н.) ("Правовые вопросы недвижимости", 2007, N 1) Текст документа

ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ

В. Н. СУСЛИКОВ

Сусликов В. Н., декан юридического факультета Курского государственного технического университета, кандидат юридических наук, доцент.

Стимуляционно-правовой подход к теории и практике регулирования отношений недвижимости в России оправдан и стал жизненно необходимым, особенно в рыночных условиях, стимулирующих развитие предпринимательства. А. В. Малько в работе "Стимулы и ограничения в праве" анализирует проблемы смысла права, по сути, как проблемы поощрения, то есть как проблемы стимулирования, а в случае необходимости - как ограничение. Основополагающей категорией правовой аналитики, ее стимуляционного подхода является категория активности как универсальная форма любых проявлений жизнедеятельности и жизнеобеспечения, которая характеризуется тем, что она в каждый момент может быть качественно и количественно изменена или вовсе прекращена ее носителем; она сопряжена с расходованием энергии ее носителя <1>. -------------------------------- <1> См.: Алексеев С. С. Теория права. М., 1994. С. 10 - 11; Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М., 1997. С. 145 - 146.

При этом под стимулом (лат. "stimulus" - стрекало) понимается источник побуждений, который может быть как внешним, так и внутренним. Стимул не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив. Стимуляция развития недвижимости является подсистемой мотивации; эта система охватывает те импульсы, которые побуждают человека к активности порой независимо от его сознания. Здесь проблема стимулирования социально полезного поведения собственника недвижимости является фундаментальной по своей теоретической и практической значимости, она слабо исследуется не только в социологии, экономике, но и юриспруденции. Правовое стимулирование обычно рассматривается в контексте социального контроля над правовым поведением личности. Актуализация правового стимулирования обеспечения развития недвижимости в значительной степени обусловлена практической потребностью формирования соответствующей рыночной инфраструктуры. В этих условиях в регулировании имущественных отношений особое место должны занимать правовые стимулы, призванные создавать режим благоприятствования для развития инициативной деятельности субъектов, их заинтересованности в развитии рынка недвижимости. Именно через усиление правового стимулирования могут повышаться ценность и роль самого права недвижимости, что неизбежно должно сказаться как на уровне правосознания и правовой культуры собственников, так и на уровне жизнедеятельности населения. Вот почему в современный период мотивационно-стимулирующая роль правовой системы заслуживает самого пристального внимания и анализа в процессе правового обеспечения рынка недвижимости. Следует согласиться с проф. Ю. В. Тихонравовым в том, что, рассматривая данный вопрос, А. В. Малько (как и многие другие авторы) смешивает две проблемы - право как стимул и дополнительные меры правового стимулирования <2>. "Право, - пишет автор, - само уже есть стимул определенного рода поведения - для этого оно и устанавливается. Однако, если право в каких-то моментах теряет свою эффективность, возникает проблема дополнительных мер стимулирования законопослушного поведения. Эти меры законодатель может ввести в ткань уже существующего права, чтобы оно стало более эффективным". Для того чтобы повысить эффективность действия права, его стимулирующей роли, не выходя за пределы самого права, необходимо познать механизм правового воздействия и правового регулирования. -------------------------------- <2> См.: Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М., 1997. С. 154.

С. С. Алексеев рассматривает стимулирование в несколько ином ракурсе. "Не говоря уже о том, - отмечает он, - что стимулирование присутствует при информационном и ценностно-ориентационном воздействии, оно, как и принуждение, характеризует в основном иную плоскость - собственно юридическое воздействие, то есть правовое регулирование" <3>. -------------------------------- <3> См.: Алексеев С. С. Теория права. М., 1994. С. 146 - 147.

С позиций правовой аналитики в рамках анализа правового регулирования, если связывать стимулирование с разнообразным юридическим инструментарием, рассмотрение этих средств воздействия на волю и сознание собственника недвижимости представляет собой значительную научную ценность. Информационное и ценностно-ориентационное воздействие, с одной стороны, и стимулирование - с другой, нельзя исследовать в одном ряду: частично перекрещиваясь, они относятся к различным срезам правового воздействия. Действительно, правовые стимулы - это информационные атрибуты управления. Они присущи управлению в различных системах, хотя и могут называться в них по-разному. В сфере недвижимости такой стимул выступает, с одной стороны, как ее ориентир, а с другой - как источник побуждений, активности, поощрения, вынуждающий реакцию, направленную на достижение положительного хозяйственного результата. Государственное управление и регулирование отношений в сфере недвижимости осуществляется, прежде всего, с помощью конституционных стимулов, выраженных не только в правовых, но и моральных, социокультурных нормах, направленных на формирование компромиссов между различными интересами с тем, чтобы их противоречивость не стала непреодолимым препятствием к эффективному правовому обеспечению рынка недвижимости. Стимулами могут выступать соответствующие меры одобрения, поощрения, льготы, позволения, а также меры осуждения, наказания, запрета, обязанности, принуждения и т. д. Суть вопроса правовой аналитики недвижимости состоит в том, чтобы умело анализировать и управлять мерой доступности ценностей, необходимых для удовлетворения интересов собственников и предпринимателей, с помощью разумного использования конституционных возможностей <4>. В целом же все стимулы так или иначе ограничивают активность собственников, поскольку дают ей определенное направление. Ведь хозяйственная активность связана с растратой ограниченного запаса жизненной энергии. Поэтому она всегда нуждается в стимулах, которые позволяли бы собственнику имущества рассчитывать на оправдание этих затрат. -------------------------------- <4> См.: Сусликов В. Н. Правовая аналитика недвижимости. М., 2003. С. 133 - 152.

Не без оснований распространено определение стимула, даваемое в многочисленных словарях и научной литературе как побуждение к действию, возбуждение, побудительная причина. Однако такой общей дефиниции явно недостаточно для раскрытия природы правового стимулирования недвижимости, прежде всего на отраслевом уровне, отражая потребности ее использования в конкретных сферах жизнедеятельности собственников недвижимого имущества. Так, в науке трудового права, где стимулы рассматриваются наиболее основательно и последовательно, их определяют как самостоятельные позитивные средства (поощрения, льготы и т. п.), участвующие в правовом регулировании трудовых отношений работников наряду с мерами принуждения. Главная их роль здесь - в повышении трудовой активности, производительности и качества труда, в побуждении к добросовестному выполнению молодыми работниками трудовых обязанностей работников, занятых в сфере недвижимости. С позиций правовой аналитики в сфере гражданского и предпринимательского права стимулы в основном исследуются в качестве средств воздействия на имущественные отношения, средств обеспечения обязательств, исполнения договоров; мер, содействующих внедрению научно-технических достижений и иному совершенствованию хозяйственной деятельности в процессе правового обеспечения и безопасности собственников. В административном праве стимулирование изучается в основном как метод государственного управления, средство развития инициативы управляющих и управляемых в сфере недвижимости. Учитывая отраслевые подходы, необходимо в теоретической трактовке категории "правовой стимул" показать, что стимул, а тем более правовой, в отличие от мотива, выступающего действительно в качестве внутренней побудительной причины, является не только внутренним, но и внешним фактором. Процесс правового стимулирования включает в себя не только создание благоприятной внешней ситуации для собственников, но и необходимое соответствие ее внутренней структуре. Если же стимул не действует, то его можно так и назвать - недействующий, неэффективный стимул. Естественно, понятие "правовой стимул" нельзя смешивать с психологическим и физиологическим понятием "стимул", под которым понимаются разного рода внешние воздействия, раздражители, как содействующие управленческому процессу, так и препятствующие ему. С точки зрения аналитики правовое стимулирование в сфере недвижимости - это не всякое внешнее воздействие, а лишь целенаправленное, предполагающее сознательное изменение поведения субъекта правового обеспечения недвижимости, а также анализ рынка и права собственности на недвижимость, оценку и налогообложение недвижимого имущества. Правовые стимулы, охватывая важнейшие области развития рынка недвижимости, влияют на положение субъектов управления недвижимостью, развивают интересы предпринимателей. Кроме того, правовые стимулы, средства, а также научные, установленные или санкционируемые государством нормы и правила правового стимулирования в значительной мере регулируют отношения между собственниками. Правовые стимулы включаются в государственное, административное, гражданское, предпринимательское, трудовое, финансовое, земельное, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и другие отрасли права. Каждая из отраслей регулирует соответствующий вид важных для жизнедеятельности собственников отношений. Решение правовых, экономических и социальных вопросов, организация регулирования этих отношений непосредственно входят в сферу государственной и муниципальной власти. Наиболее продуманными и опирающимися на человеческие достижения, способности и интересы, но недостаточно обеспеченными в правовом отношении оказались экономико-правовые стимулы. Многообразие отношений собственности и всей экономической жизни породило необычайное множество взаимосвязанных правовых явлений в сфере недвижимости, с которыми призваны считаться власти различных уровней. Причем нельзя не учитывать следующее положение: первичность экономических стимулов по сравнению с правовыми стимулами имеет место только при определенных условиях с учетом влияния экономики на структуру аппарата управления недвижимостью, пути и средства перехода от государственной к рыночной экономике. Это имеет первостепенное значение и для правового обеспечения рынка недвижимости. Не менее существенное значение приобретает разработка конкретных предложений по изменению деятельности государственных структур и правового регулирования в данной сфере. Политика развития рыночных отношений с целью укрепления реального сектора экономики играет также исключительную роль в улучшении рыночного климата. Раскрыть соотношение правовых и экономических стимулов с точки зрения не только теории государства и права, экономических учений, но и правовой аналитики недвижимости означает использовать различные методы исследования. Не исключается при этом модель изучения путей обеспечения владельцев недвижимости с позиции права и экономики, которая допускает правовое регулирование экономических отношений. Государство, в чьем распоряжении находится аппарат принуждения, должно создавать условия, способствующие экономическому развитию не только индивидуальных способностей собственников недвижимости, но и инициативы, самостоятельности их разных объединений, организаций, прогнозирования и планирования их деятельности. Закон должен преследовать всякие попытки ограничить свободу беспрепятственного совершения сделок с недвижимостью. Государство призвано охранять складывающиеся между этими субъектами отношения, но не вмешиваться без правового обоснования в их внутренние дела. Даже экономическая власть, то есть власть собственности и собственников в сфере рыночного хозяйствования, требует от государства создания благоприятных условий для существования и развития недвижимости. Не приходится сомневаться в том, что многогранная деятельность госвласти в этой сфере, которая имеет различные субъекты и объекты, во многом структурируется федеральным, региональным и муниципальным уровнями правового обеспечения рынка недвижимости. Возможностью решения этих принципиальных вопросов располагают глава государства, парламент, центральные и региональные органы государственной власти. На различных направлениях и участках решения этих проблем осуществляют министерства, концерны, компании, фирмы, предприятия, деловые люди. Как и частное право, публичное право имеет большое значение для регулирования сферы недвижимости, ибо создает устойчивую основу здоровой экономики. Частное право, в свою очередь, является носителем исключительно правовых признаков экономических отношений в их рыночном варианте и включает равенство участников имущественных отношений, свободу действий, самостоятельную ответственность, диспозитивность, альтернативность и защищаемость прав собственников недвижимого имущества гражданско-правовыми средствами. С позиций правовой аналитики проблематичность, сложность развития имущественно-правовых стимулов заключаются не в плохом законодательстве, а в том, что они оказались созданными при отсутствии реальных общественных отношений, в том числе и действенной экономико-правовой политики.

Название документа