Просим разъяснить порядок действия пп.1 п.3 ст.5 Закона РФ "О государственной пошлине" в редакции от 31.12.95. Данной нормой предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных и иных органов, обращающихся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и иных интересов. Должны ли соответствующие иски конкретно обозначаться в том или ином законе либо предполагается, что в качестве таких случаев может рассматриваться любое обращение в суд государственного или иного органа, осуществляемое в рамках выполнения возложенных на него функций и связанное с защитой государственных и общественных интересов? Распространяется ли указанная выше льгота на случаи, когда государственный или иной орган, являясь ответчиком по делу, обратился в арбитражный суд с апелляционной, кассационной жалобой?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 августа 1996 г. N 04-04-10

Департамент налоговых реформ в связи с Вашим письмом по вопросу разъяснения пп.1 п.3 ст.5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (в ред. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине") сообщает следующее.

Федеральным законом от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины в судах общей юрисдикции и арбитражных судах органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов, обращающихся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

Такое решение может быть принято при обращении в суды государственного или иного органа, осуществляемом в рамках выполнения возложенных на него функций и связанном с защитой государственных и общественных интересов.

При подготовке вышеуказанного Федерального закона, чтобы не перечислять все государственные и иные органы, освобожденные от уплаты государственной пошлины в арбитражных судах, была принята общая формулировка льготы, которая предусматривала бы освобождение всех этих органов от уплаты государственной пошлины в случае, если они выступают как истцы в защиту государственных и общественных интересов, осуществляя выполнение возложенных на них функций.

В случае, если указанные органы обращаются в суд с кассационной или апелляционной жалобой по делу, в котором они выступали в качестве истца, то, по нашему мнению и по мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы, они должны быть освобождены от уплаты государственной пошлины.

В случае участия органов государственной власти и местного самоуправления в судебном процессе следует, на наш взгляд, различать их процессуальное положение при предоставлении освобождений по уплате государственной пошлины.

При обращении органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии со ст.42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст.42 ГПК РСФСР в защиту государственных и общественных интересов они освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине". В этом случае органы власти выступают как юридические лица в защиту интересов других лиц (истцов), являются самостоятельными участниками процесса и не отождествляются с истцом.

Государственные органы могут участвовать в судебном процессе в качестве истцов и ответчиков по делам, где они представляют интересы Российской Федерации в соответствии с положениями гл.5 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае стороной в процессе выступает Российская Федерация в лице своих органов и не может быть плательщиком государственной пошлины в соответствии с частью первой ст.2 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".

13.08.96 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ