Имеют ли право органы местного самоуправления устанавливать льготы по уплате госпошлины?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 августа 1996 г. N 04-04-10
Департамент налоговых реформ в связи с Вашим письмом по вопросу предоставления органам местного самоуправления права устанавливать льготы по уплате государственной пошлины сообщает следующее.
Статьей 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" государственная пошлина отнесена к федеральным налогам.
Конституцией Российской Федерации (ст.71) закреплено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы. Указанная статья Конституции Российской Федерации определила установление федеральных налогов и сборов как исключительную компетенцию Российской Федерации.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Установление общих принципов налогообложения и сборов означает определение прежде всего системы налогов, в том числе и их видов, а также максимальных ставок и размеров, определение того, кто вправе устанавливать те или иные налоги и сборы, предусматривать виды и размеры льгот по их уплате и т. д.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.4 ст.6) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Статья 7 (п.2) указанного Федерального закона предусматривает, что законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В связи с изложенным и с тем, что Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" (ст.5) право устанавливать дополнительные льготы по уплате государственной пошлины для отдельных плательщиков предоставлено только органам законодательной (исполнительной) власти, по мнению Департамента налоговых реформ и Юридического департамента, наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по установлению дополнительных льгот по уплате государственной пошлины не основано на нормативных актах.
13.08.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А. И.ИВАНЕЕВ