Администрация муниципального образования (заказчик) по результатам проведенного открытого конкурса заключила муниципальный контракт на оказание услуг. Может ли служить основанием для признания недействительными конкурса и заключенного по его результатам муниципального контракта (по иску участника открытого конкурса) отсутствие в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе?
Ответ: Отсутствие в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе является нарушением, которое может повлечь признание конкурса и заключенного по его результатам контракта недействительными по иску заинтересованного лица или антимонопольного органа.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом в случае, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств). В ч. 4 рассматриваемой статьи указано, что конкурсная документация должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Статья 27 Закона N 94-ФЗ определяет порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцати дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Статья 28 Закона N 94-ФЗ определяет порядок проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. На основании ч. 2 рассматриваемой статьи оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов. Частью 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ закреплено, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
В силу ч. 7 ст. 28 Закона N 94-ФЗ порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в ч. 4 рассматриваемой статьи, их содержание и значимость в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 (далее - Правила), установлены требования к оценке заявок по критерию качества работ, услуг и (или) квалификации участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с п. 5 Правил оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в конкурсной документации, в соответствии с Законом N 94-ФЗ и положениями Правил.
Статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) определяет антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары.
На основании ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок. В соответствии с ч. 4 рассматриваемой статьи нарушение правил, установленных ст. 17 Закона N 135-ФЗ, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
В силу ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Из проведенного анализа норм Закона N 94-ФЗ, Правил, Закона N 135-ФЗ, ГК РФ можно сделать следующий вывод. По нашему мнению, отсутствие в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе ведет к существенному нарушению прав и законных интересов заинтересованных лиц (участников конкурса). В рассматриваемом вопросе участники конкурса лишены возможности отследить, по какому принципу им присваивают порядковые номера и определяют победителя конкурса. Следовательно, отсутствие в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе может быть основанием для признания конкурса и заключенного по его результатам контракта недействительными по иску заинтересованного лица или антимонопольного органа.
Данный вывод подтверждается судебной практикой по аналогичным спорам.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 10.10.2012 N А29-4035/2011 указал, что отсутствие в конкурсной документации условий, раскрывающих систему оценки критериев (порядок оценки критериев), не позволяет участникам конкурса рассчитать реальные возможности для участия в конкурсе. Суд признал недействительными проведенные торги и заключенный по их результатам договор.
Выводы, изложенные в Постановлении ФАС Поволжского округа от 25.01.2011 N А12-12574/2010, можно применить по аналогии к рассматриваемому вопросу. По обстоятельствам дела установлено, что заказчиком в нарушение ч. 7 ст. 65 Закона N 94-ФЗ не установлен порядок оценки заявок по каждому из указанных критериев. Суд указал, что при таких обстоятельствах конкурсная комиссия имеет возможность оценивать заявки по критериям по собственному усмотрению. ФАС Поволжского округа согласился с правовой позицией нижестоящих судов по данному делу, признав открытый конкурс и заключенный по его результатам государственный контракт недействительными.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.11.2012 N А56-64278/2011 определено, что отсутствие четкой методики оценки показателей представленных заявок нарушает порядок определения победителя конкурса, что является основанием для признания торгов недействительными.
Таким образом, учитывая судебную практику, считаем, что отсутствие в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе является нарушением, которое влечет к признанию конкурса и заключенного по его результатам муниципального контракта недействительными по иску заинтересованного лица или антимонопольного органа.
В качестве дополнительной информации сообщаем, что с 01.01.2014 Закон N 94-ФЗ утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В ст. 48 Закона N 44-ФЗ определено, что открытый конкурс - это конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Е. В.Исакова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
01.07.2013