Право на доведение до всеобщего сведения: проблемы теории и практики

(Кожин Д. А.) ("Современное право", 2007, N 4) Текст документа

ПРАВО НА ДОВЕДЕНИЕ ДО ВСЕОБЩЕГО СВЕДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Д. А. КОЖИН

Д. А. Кожин, аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Уральского юридического института МВД России.

Большинство значимых преобразований в авторском праве напрямую связаны с научно-техническим прогрессом. Так, одним из основных толчков к становлению авторского права послужило изобретение Гуттенбергом печатного станка. В дальнейшем почти все основные технические достижения, создававшие принципиально новые способы использования произведений и объектов смежных прав (звукозапись, радио, телевидение и т. д.), приводили, как правило, к появлению новых видов исключительных прав или по крайней мере к более широкому толкованию уже существующих. Появление смежных прав обусловлено именно техническим прогрессом. Сегодня катализатором изменений в авторском праве и смежных правах служит глобальная компьютерная сеть Интернет. Так, с 1 сентября 2006 г. для авторов, артистов-исполнителей и производителей фонограмм введено новое имущественное правомочие - право на доведение до всеобщего сведения, или интернет-право, интернет-правомочие <*>. -------------------------------- <*> См., например: Гаврилов Э. П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. N 1. С. 26; Погуляев В. В. Об интернет-праве // ЭЖ-Юрист. 2004. N 34.

По новому имущественному правомочию правообладатель в отношении своего произведения или объекта смежных прав может сообщать произведение (запись исполнения, запись постановки или фонограмму) таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения) (абзац одиннадцатый п. 2 ст. 16 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"; далее - Закон об авторском праве). Довольно сложно судить о том, насколько эффективным будет новое авторское правомочие. Результативность права на доведение до всеобщего сведения можно будет оценить только с первой судебной практикой по рассмотрению дел в этой предметной области. В связи с введением интернет-правомочия невыясненным остается вопрос о его соотношении с другими имущественными правомочиями правообладателей авторских и смежных прав. В законодательстве право на доведение до всеобщего сведения сформулировано как самостоятельное имущественное правомочие, в то время как аналогичное право в Договоре Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (1996) и Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996) - это не новое правомочие, а расширение некоторых прежних, ранее признанных международной практикой имущественных правомочий (сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи - аналогично российским правам на передачу в эфир и на сообщение по кабелю). Как это может отразиться на правоприменительной деятельности? Право на доведение до всеобщего сведения, введенное Федеральным законом от 20.07.2004 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон N 72-ФЗ), вступило в силу с 1 сентября 2006 г. Причем каких-либо переходных положений о том, каким правомочием должны охватываться действия по размещению охраняемых объектов в сети Интернет до введения интернет-правомочия, Закон N 72-ФЗ не определяет. Возможна ситуация, при которой авторские и смежные права, незаконно размещенные в Интернете до введения интернет-правомочия, будут обнаружены после 1 сентября 2006 г. (длящееся правонарушение). Такая ситуация даст основание нарушителю утверждать, что на момент размещения объекта авторских и смежных прав в Интернете он никаких прав не нарушал. Аналогичная ситуация может возникнуть, когда до введения интернет-правомочия с правообладателями авторских и смежных прав были заключены договоры на использование их охраняемых объектов в сети Интернет на основе прежних имущественных правомочий (предположим, на основе права на сообщение по кабелю). Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, не известные на момент заключения договора (абзац второй п. 2 ст. 31 Закона об авторском праве). Формально можно считать, что в связи с возникновением нового права требуется перезаключить прежние договоры, поскольку это право не могло быть передано ни по одному из ранее заключенных договоров. Одним из путей решения проблемы, по мнению Э. П. Гаврилова, является принятие того факта, что "новое право - в данном случае интернет-право - вводится как толкование уже существующих имущественных прав, как закрепление законом того, что и так содержится в действующем законодательстве, хотя и в неявной форме" <*>. -------------------------------- <*> Гаврилов Э. П. Указ. ст. С. 27.

Аналогичной точки зрения придерживается и В. В. Погуляев, когда указывает, что "...интернет-право нельзя признать принципиально новым субъективным правомочием. По сути, оно является развитием других авторских прав, содержащихся в законодательстве... Иначе у добросовестных пользователей возникнет законный вопрос: зачем же мы платили за то, что можно было использовать бесплатно?" <*>. -------------------------------- <*> Погуляев В. В. Указ. ст.

Право на доведение до всеобщего сведения не является самостоятельным правомочием в том виде, как оно закреплено в Законе об авторском праве. Правильнее считать его сложным правомочием, расширяющим сферу действия некоторых прежних правомочий, которые применялись для охвата действий по размещению произведений в Интернете. Еще одной не менее важной проблемой для правообладателей нового имущественного правомочия может оказаться толкование содержания элементов определения "право на доведение до всеобщего сведения", в частности термина "интерактивность". Правообладатель вправе сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (абзац одиннадцатый п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве). Не совсем понятно, что считать "в интерактивном режиме". Термин "интерактивность" происходит от английского слова interaction - взаимодействие. Д. В. Галкин считает, что дефиниция "интерактивность" "покрывает множество различных феноменов: от многообразия социальных взаимодействий, рассматриваемых в социологии, до взаимодействия между человеком и компьютером (интерфейс), а также всех аспектов опосредования коммуникаций с помощью компьютера" <*>. -------------------------------- <*> Галкин Д. В. Бинарный язык и виртуальный дискурс: к философии цифровой культуры // Открытое и дистанционное образование. 2004. N 2. С. 45.

Можно выделить по крайней мере два вида взаимодействия: социальное - между людьми и виртуальное - человека с компьютером. К сожалению, как отмечает В. О. Калятин, "понять, что имели в виду под "интерактивным режимом" авторы Закона, очень трудно. Учитывая, что действующее российское законодательство не содержит такого понятия, нельзя было вводить в Закон новый термин, от которого зависит возможность применения нового авторского правомочия, не давая ему определения" <*>. -------------------------------- <*> Калятин В. О. Закон об авторском праве: использование произведений в Интернете // Патенты и лицензии. 2004. N 12. С. 6.

К недостаткам термина "интерактивность" в содержании дефиниции "интернет-правомочие", как указывает К. Леонтьев, можно отнести и то, что "при одном из формально возможных толкований этого понятия (интерактивности. - Д. К.) выходит, что если у получателя информации отсутствует возможность влиять на ее содержание, то никакого "интерактивного" взаимодействия не происходит. Следовательно, большинство случаев использования произведений и объектов смежных прав в сети Интернет вообще выпадает из сферы действия нового права" <*>. -------------------------------- <*> Леонтьев К. Эволюция авторских и смежных прав в Российской Федерации в цифровую эпоху // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005. N 2. С. 8.

Использование законодателем в содержании определения "право на доведение до всеобщего сведения" термина "интерактивность" необоснованно сужает сферу применения такого права, например, когда использование охраняемых произведений в сети Интернет в интерактивном режиме не происходит. Поэтому абзац одиннадцатый п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве следует изложить в следующей редакции: "...сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему через кабели или средства беспроводной связи из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения)". Уточненное определение понятия "право на доведение до всеобщего сведения" заменит неудачное с точки зрения использования произведений в Интернете выражение "в интерактивном режиме" на словосочетание "через кабели или средства беспроводной связи". Право на доведение до всеобщего сведения исполнителям и производителям фонограмм также следует уточнить и изложить в подп. 6 п. 2 ст. 37 Закона об авторском праве в следующей редакции: "...сообщать запись исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней через кабели или средства беспроводной связи из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения)". Подпункт 5 п. 2 ст. 38 Закона об авторском праве, устанавливающий интернет-правомочие для производителей фонограмм, следует изложить в следующей редакции: "...сообщать фонограмму для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней через кабели или средства беспроводной связи из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения)". Помимо прав авторов, исполнителей и производителей фонограмм Закон об авторском праве выделяет права организаций эфирного и кабельного вещания (статьи 40 и 41). Однако Закон N 72-ФЗ, вводящий с 1 сентября 2006 г. для авторов, исполнителей и производителей фонограмм новое имущественное правомочие - право на доведение до всеобщего сведения, такое правомочие для организаций эфирного и кабельного вещания не предусмотрел. Законодательная неурегулированность приведет к очевидным противоречиям различных категорий правообладателей. Отсутствие права на доведение до всеобщего сведения у организаций кабельного и эфирного вещания ущемляет их права и ставит эти организации в неравное положение по сравнению с другими субъектами авторского права и смежных прав. Как полагает К. Леонтьев, "...получается, что при осуществлении вещания в цифровых сетях российские вещательные организации по-прежнему будут пользоваться "старыми" правами, а все остальные категории правообладателей (обладатели авторских прав, исполнители, производители фонограмм) - новыми. На практике это противоречие может приводить как к невозможности легального осуществления вещательной деятельности с использованием новых перспективных технологических достижений, так и к игнорированию новых прав всех остальных категорий правообладателей " <*>. -------------------------------- <*> Леонтьев К. Указ. ст. С. 11.

Необходимо п. 2 ст. 40 Закона об авторском праве (право организаций эфирного вещания) дополнить подп. 6 следующего содержания: "сообщать передачу для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней через кабели или средства беспроводной связи из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения)". Пункт 2 ст. 41 целесообразно дополнить подп. 6 аналогичного содержания: "сообщать передачу для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней через кабели или средства беспроводной связи из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения)".

Название документа