В настоящее время вследствие несвоевременной постановки на налоговый учет согласно действующему законодательству китайских граждан, ведущих на территории торговую деятельность в рамках коммерческого туризма, бюджеты всех уровней недополучают подоходный налог с доходов иностранных граждан. Не может ли быть решением этой проблемы организация совместной с таможенными службами работы налоговой инспекции на пограничных пропускных пунктах? Глава администрации области просит оказать содействие по размещению работников налоговых органов на пропускных пунктах

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 июля 1996 г. N 04-10/04-2996

Министерство финансов Российской Федерации совместно с Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации рассмотрели поручение Правительства Российской Федерации и сообщают следующее.

Граждане КНР, прибывающие в Россию в качестве туристов, для целей налогообложения рассматриваются как лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством о подоходном налоге с физических лиц с доходов от источников в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не имеющими постоянного местожительства в России, налог удерживается у источника выплаты по ставке 20 процентов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР и решениями, принимаемыми на основе принципа взаимности.

Доход у любого физического лица возникает не в момент нахождения его на пограничном пункте пропуска, а при осуществлении какого-либо вида деятельности, включая коммерческую или торговую деятельность.

Исходя из этого, Министерство финансов Российской Федерации не поддерживает предложение Госналогслужбы России о необходимости установления налогового контроля на пропускных пунктах.

По мнению Федеральной пограничной службы Российской Федерации, решение вопросов о контроле в отношении иностранных туристов, занимающихся торговлей на территории Российской Федерации ввозимыми товарами, и взимании с них налогов относится непосредственно к компетенции налоговых органов на местах вне пунктов пропуска с привлечением в необходимых случаях работников органов Министерства внутренних дел России.

Этого же мнения придерживается и Государственный таможенный комитет России. Однако официального заключения по этому вопросу Министерству финансов России им не представлено.

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, реализация данного положения закона возможна при условии активизации работы налоговых органов по осуществлению контроля за деятельностью физических лиц, получающих доходы от любых видов деятельности, включая коммерческую деятельность как российскими, так и иностранными гражданами.

Вопрос, изложенный в обращении Главы администрации области с просьбой оказать содействие по размещению работников налоговых органов на пропускных пунктах для целей обеспечения контроля за доходами иностранных граждан, может быть решен следующим образом.

При въезде физических лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации и (или) не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, а также при их последующем выезде с территории Российской Федерации на таможенные органы России возложить обязанности по контролю за представлением такими гражданами справок, подтверждающих отсутствие или удовлетворение их налоговых обязательств перед бюджетом.

Полагаем необходимым уполномочить органы Государственной налоговой службы России выдавать данные справки.

Применение такого порядка возможно в отношении указанных лиц в следующих случаях:

1) при их непрерывном нахождении на территории России в течение определенного срока (например, от 30 дней и свыше);

2) при ввозе товаров (имущества) на определенную стоимость (установить стоимость исходя из уровня минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством) или товарных партий.

В связи с этим необходимо ввести положение об обязательной регистрации указанных лиц в налоговых органах, о чем информировать их еще на таможне при въезде на территорию Российской Федерации.

Усилить контроль консульских учреждений России за рубежом за выдачей въездных виз в Российскую Федерацию, введя четкую градацию на визы, дающие право работы в РФ и без права работы (найма) в РФ. Информацию о выдаче виз с правом работы в России в обязательном порядке следует незамедлительно направлять в Государственный таможенный комитет Российской Федерации и Государственную налоговую службу Российской Федерации.

В случае согласия с таким решением данного вопроса будут разработаны соответствующие предложения.

17.07.96 Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С. Д.ШАТАЛОВ