Об экстренных мерах по стабилизации работы промышленных предприятий

Считаем необходимым:

А. 1. Для оздоровления финансового состояния предприятий установить до 1 января 1997 г. режим резервирования средств на выплату зарплаты.

Б. По налоговой системе:

2. Отменить обязательные авансовые платежи по налогам и платежам во внебюджетные фонды. Упростить систему налогообложения, сократить количество налогов. Все налоги и отчисления не должны превышать 35-40% фактического дохода.

3. Разработать и внедрить механизмы пополнения оборотных средств предприятия, а до его внедрения исключить из налогообложения прибыль, направленную предприятием на пополнение оборотных средств.

В. Для стимулирования развития экспорта, поддержания конкурентоспособности отечественных предприятий на внешнем рынке:

4. С целью первоочередного обеспечения потребности отечественных предприятий ввести квоты и лицензии на экспорт сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки.

5. Предприятиям, имеющим удельный вес экспорта 5% и более:

а) предоставлять на пополнение оборотных средств кредиты в объеме заключенных контрактов под льготный процент (на уровне процентной ставки ведущих стран),

б) при реализации машиностроительной продукции на экспорт взимание налогов из прибыли и себестоимости производить по ставкам на 50% ниже обычных.

6. Все импортируемые материалы и комплектующие изделия для производства экспортной продукции должны помещаться под таможенный режим переработки (согласно требованиям ст.58 Таможенного кодекса РФ).

7. Не взимать таможенные пошлины и НДС на товары, ввозимые в обмен на поставляемую за рубеж машиностроительную продукцию.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 июля 1996 г. N 04-01-10

Департамент налоговых реформ рассмотрел Ваши предложения и сообщает следующее.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации разрешено в порядке эксперимента на территории Ярославской области до 1 декабря 1996 г. резервировать до 30 процентов денежных средств, поступающих на счета предприятий и организаций, для обеспечения гарантированной выплаты заработной платы.

Что касается предложений, изложенных в п.2 (раздел Б), то они уже нашли отражение в Указе Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", которые будут учтены при изменении налогового законодательства.

Предложение (п.3 раздел Б) об освобождении от налогообложения прибыли, направляемой предприятиями на пополнение оборотных средств, неоднократно рассматривалось Правительством Российской Федерации в связи с обращением многих предприятий различных отраслей, но положительное решение принято не было.

По предложению, изложенному в п.4, сообщаем, что квотирование было отменено Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1007 и Постановлением от 21.03.96 N 300 (кроме перечня).

По пп."а" п.5 о предоставлении предприятиям, имеющим удельный вес экспорта 5% и более, на пополнение оборотных средств кредитов в объеме заключенных контрактов под льготный процент (на уровне процентной ставки ведущих стран) следует иметь в виду, что в целях стабилизации кредитно-денежной системы Центральным банком Российской Федерации прекращена практика выдачи кредитов за счет централизованных средств. Кредиты выдаются на коммерческой основе под сложившиеся на кредитном рынке проценты. Изменение данного порядка не относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

Кроме того, снижение процента до уровня процентной ставки ведущих стран может быть осуществлено только при наличии стабилизации экономики страны в случае наличия достаточного количества кредитных ресурсов.

Что касается вопроса поддержки экспортоориентированных предприятий, то в настоящее время подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации проекты Положения "О порядке предоставления государственных гарантий под привлекаемые кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств экспортоориентированных предприятий и организаций" и соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации.

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации (п.5) также разрешено Минфину России по согласованию с Минэкономики России предоставлять предприятиям, производящим экспортную машино-техническую продукцию, на возвратной основе средства из федерального бюджета для оказания краткосрочной финансовой поддержки на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере половины учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. Однако следует иметь в виду, что Указом Президента Российской Федерации от 13.04.96 N 540 приостановлено до 1 января 1997 г. действие Указа Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1484 "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета".

Учитывая изложенное, рассмотрение вопросов об оказании финансовой поддержки предприятиям, производящим экспортную продукцию, возможно после согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждения Правительством Российской Федерации Положения "О порядке предоставления государственных гарантий под привлекаемые кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств экспортоориентированных предприятий".

При этом следует учитывать ограниченную возможность предоставления специализированным банкам государственных гарантий за счет средств федерального бюджета на оказание финансовой поддержки экспортоориентированным предприятиям.

Подпункт "б" п.5 (предложение о понижении ставки налога на прибыль на 50 процентов при реализации машиностроительной продукции на экспорт) не поддерживается, поскольку в условиях дефицита бюджета расширять перечень льгот по указанному налогу считаем нецелесообразным. Кроме того, принятие указанного предложения создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов при экспорте других видов продукции. Это относится и к предложению не взимать таможенные пошлины и НДС на товары, ввозимые в обмен на поставляемую продукцию (п.7 раздел В).

Согласно требованиям ст.58 Таможенного кодекса РФ импортируемые материалы и комплектующие изделия в случае, если они требуются для производства экспортной продукции, помещаются под таможенный режим.

11.07.96 Заместитель руководителя

Департамента налоговых реформ

А. И.КОСОЛАПОВ