Действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании с целью ее упрощения и сокращения налогов. Не будет ли частичным решение этого вопроса, если за базу исчисления налога с доходов (НДС и прибыль) принимать не доходы, а расходы, связанные с приобретением ресурсов?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 июня 1996 г. N 04-01-11

Департамент налоговых реформ рассмотрел Ваше письмо о совершенствовании налоговой системы и сообщает следующее.

Мы разделяем Ваше мнение о том, что действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании с целью ее упрощения и сокращения налогов.

Применяемые в Российской Федерации основные налоги (НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины и др.) обеспечивают формирование большей части доходов бюджетов всех уровней и стабильность доходной базы бюджета в различных экономических ситуациях (рост или сокращение объема производства, инфляция или стабилизация цен).

Что касается Вашего предложения о переходе от налога с доходов (НДС и прибыль) к налогу на ресурсы (расходы), то необходимо сказать, что практика налогообложения производственных и трудовых ресурсов уже существовала, но в процессе совершенствования налогового законодательства, внедрения мирового опыта налоговых систем она оказалась малоэффективной. Доход - вновь созданная стоимость, важнейший обобщающий показатель экономического и социального развития, синтезирует результаты производственной деятельности отраслей, в которых он создается и является надежным источником для мобилизации средств в интересах реформирования экономики. Данная экономическая категория широко используется и в мировой практике как база исчисления налогов.

Внедрять малоэффективные методы налогообложения в условиях бюджетного дефицита и разработки проекта Налогового кодекса Российской Федерации экономически нецелесообразно.

Находящийся на рассмотрении в Государственной Думе проект Налогового кодекса предусматривает дальнейшее реформирование налоговой системы. В проекте предусмотрена специальная статья, посвященная порядку определения и уплаты налога на прибыль, который предприятия и организации должны платить от осуществления экономической деятельности. Будет введен региональный налог на прибыль предприятий.

Разработанная в проекте Налогового кодекса схема налогообложения позволит реализовать в Российской Федерации основные принципы организации взаимоотношений по поводу уплаты конкретных налогов в полном соответствии с практикой, существующей в странах с рыночной экономикой и действующими международными соглашениями по вопросам налогообложения.

Предлагаемая схема налоговых отношений ориентирована, с одной стороны, на расширение базы налогообложения, предполагающей последовательную реализацию принципа справедливости и равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков в зависимости от уровня получаемых ими доходов. В связи с этим предложена отмена значительного количества налоговых льгот. С другой стороны, изменения, предусмотренные в проекте Кодекса, направлены на снижение фактора инвестиционного риска, увязку уровня налоговой нагрузки с реально полученными налогоплательщиком в налоговом периоде финансовыми результатами, приведение в соответствие нагрузки на доходы от предпринимательской деятельности с международными стандартами.

В целом принятие системы налогообложения, изложенной в проекте Кодекса, позволит российским предприятиям адекватно войти в международный рынок, а бюджетной системе Российской Федерации - реализовать те возможности формирования доходной части, которые используют в большинстве экономически развитых стран.

24.06.96 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ