Для увеличения объема продаж организация осуществляет рассылку на номера ранее обращавшихся к услугам организации лиц путем отправки смс-сообщений. Согласие на получение смс-сообщений с рекламой организация получила ранее при анкетировании клиентов. Рассылка смс-сообщений осуществляется работником организации

Правомерно ли отнесение затрат на подобную рассылку в состав рекламных расходов при исчислении налога на прибыль?

Ответ: Если организация для увеличения объема продаж осуществляет рассылку смс-сообщений на номера ранее обращавшихся к организации лиц, которые дали свое согласие на получение смс-сообщений с рекламой, то отнесение этой организацией расходов на подобную рассылку в состав рекламных при исчислении налога на прибыль правомерно.

Обоснование: Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Как устанавливает п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Основываясь на ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Как следует из норм ч. 2 ст. 18 Закона N 38-ФЗ, не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В описанной ситуации организация получила согласие клиентов на получение сообщений, при этом ею не применены технические средства для набора номеров абонентов.

Как указано в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29.08.2008 N А79-334/2008, термин "реклама", примененный в ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ, предполагает значение, отличающееся от общего определения, данного в ст. 3 данного Закона, а именно в нем отсутствует такой признак рекламы, как ее адресованность неопределенному кругу лиц. Информация, передаваемая посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, всегда предполагает индивидуализированного (посредством абонентского номера или уникального кода идентификации) абонента, который ее получает.

Следовательно, отправку смс-сообщений в рассматриваемой ситуации необходимо рассматривать как рекламу.

Таким образом, отнесение расходов на подобную рассылку в состав рекламных при исчислении налогооблагаемой прибыли правомерно при условии соответствия данных расходов требованиям п. 1 ст. 252 и п. 4 ст. 264 НК РФ.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

30.06.2013