Просим разъяснить п.3 Письма Госналогслужбы РФ от 21.03.96 "О порядке применения налоговых льгот по продукции СМИ и книжной продукции": должен ли уплачиваться НДС со всех полученных от реализации СМИ за отчетный период средств, если в одном номере за этот период объем рекламы превысил 40%? Если это так, то по какой ставке, если все средства от подписки получены без НДС? Действует ли аналогичное положение по налогу на прибыль СМИ?

Ответ: В соответствии с положениями п. п.1, 2, 3 Письма Госналогслужбы РФ от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции СМИ и книжной продукции" в налогооблагаемый оборот по налогу на добавленную стоимость необходимо включать средства, полученные за весь отчетный период от реализации той продукции СМИ (т. е. всех тиражей номеров этого наименования) и книжной продукции, в которой удельный вес рекламы в отдельные дни соответствующего налогового периода превысил 40% объема отдельного номера (или единицы книжной продукции). Таким образом, Госналогслужбой в данном межведомственном нормативном правовом акте дано определение понятия "продукция СМИ рекламного характера" для целей налогообложения по НДС: продукция СМИ, выпущенная в течение отчетного периода, носит рекламный характер уже даже в случае одноразового (в одном тираже) превышения установленного лимита объема рекламных материалов. Соответственно, и средства, полученные от рекламодателей за рекламу, размещенную в облагаемой НДС продукции СМИ и книжной продукции, в таком случае также подлежат включению в налогооблагаемую базу.

В настоящий момент в условиях отсутствия конкретных разъяснений Госналогслужбы РФ о порядке исчисления (в случае превышения объема рекламы над установленным) подлежащей внесению в бюджет суммы НДС предприятию, исходя из общей концепции Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", придется применять ставку 20%, поскольку в заключенных ранее договорах и платежных документах определено, что обозначенная в них сумма не содержит налога на добавленную стоимость, а потому основания применения расчетной ставки формально отсутствуют (см. ст.6 Закона РФ 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость", п.15 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.11.95 N 39). Единственно возможным источником расчетов по НДС с бюджетом в таком случае может быть только чистая прибыль, поскольку иное действующим законодательством не предусмотрено.

Распространение такого же подхода к определению "продукция СМИ рекламного характера" при расчете на основании положений Федерального закона от 30.11.95 N 188-ФЗ налогооблагаемой базы налога на прибыль средств массовой информации, с одной стороны, представляется логичным, поскольку указанный Закон одновременно ввел для СМИ льготы по НДС и по прибыли и при этом в нем использовалась одна и та же формулировка о нераспространении этих льгот на продукцию СМИ рекламного и эротического характера. С другой стороны, Госналогслужба РФ ввела вышеуказанный порядок только для исчисления НДС, что может свидетельствовать о том, что законодатель не имел в виду необходимость лишения предприятий, один или несколько раз превысивших установленную норму объема рекламы, льготы по налогу на прибыль по данному изданию в течение всего отчетного года (так как налог на прибыль в отличие от НДС исчисляется нарастающим итогом по году). Без разъяснения компетентных органов по данному вопросу, по нашему мнению, юридически более обоснованно придерживаться первой точки зрения.

10.06.96 О. Лапина

АКДИ