Наше ТОО образовано в декабре 1993 г. Доля юридического лица в уставном капитале составляет 51%, остальное - доли физических лиц. В настоящее время на нашем предприятии работает 9 человек. Мы занимаемся оптовой продажей продукции производственно - технического назначения. До 1 января 1996 г. наше предприятие как малое предприятие имело льготу по НДС (отчитывались по налогу и уплачивали его ежеквартально). Начиная с этого года налоговая инспекция требует от нашего ТОО ежемесячной уплаты НДС, т. к. мы потеряли статус малого предприятия. Имеем ли мы право сохранить ранее применяемый порядок расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и НДС в связи с малой среднесписочной численностью?

Ответ: В отношении требований налогового органа по срокам уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость следует отметить, что формально они еще преждевременны, поскольку не соответствуют действующему на данный момент законодательству.

Общеустановленный Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (см. п.1 ст.8 Закона) налоговый период по расчетам предприятий с бюджетом по НДС составляет 1 календарный месяц. При этом Госналогслужбе РФ по согласованию с Минфином РФ законом предоставлено право выделять категории налогоплательщиков и устанавливать для них иные налоговые периоды и сроки уплаты налога. Таким образом, положения Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" для предприятий оптовой торговли (согласовано с Минфином), определяющие для конкретных налогоплательщиков иные сроки расчетов с бюджетом по НДС, имеют законную силу, поскольку изданы Госналогслужбой РФ в рамках предоставленной ей компетенции. Так, пп."б" п.30 разд.10 Инструкции предприятиям оптовой торговли со среднесписочной численностью до 50 человек (производственная сфера, см. ОКОНХ) предоставлено право уплачивать налог на добавленную стоимость ежеквартально независимо от размера среднемесячных платежей.

Введение редакцией (от 01.04.96) в Закон РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" нормы о ежеквартальной уплате НДС субъектами малого предпринимательства (распространяется на отношения с 01.01.96), под которыми следует понимать организации, удовлетворяющие критериям, изложенным в ст.3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", в настоящий момент не может являться основанием для изменения сроков уплаты НДС рассматриваемым предприятием, поскольку не ограничивает предоставленную Госналогслужбе РФ ранее компетенцию и не отменяет установленное ранее Госналогслужбой РФ положение о необходимости уплаты НДС для подобных рассматриваемому предприятию 1 раз в квартал. Другими словами, новая норма Закона "О налоге на добавленную стоимость" лишь расширила круг юридических лиц, имеющих право на ежеквартальные расчеты с бюджетом по НДС.

Необходимо отметить, что 19.03.96 Госналогслужбой РФ (N ВЗ-6-03/190) и 20.03.96 Минфином РФ (N 04-03-02) выпущена Телеграмма, предписывающая при определении круга субъектов, представляющих независимо от суммы платежей в бюджет расчеты по НДС ежеквартально, вместо положений Инструкции Госналогслужбы РФ N 1 (почему-то не N 39!) руководствоваться внесенным в Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" критерием малого предприятия с 01.01.96 без применения в период с 01.01.96 по 01.04.96 штрафных санкций за несвоевременное представление или непредставление расчетов по НДС к налогоплательщикам, применявшим прежние критерии отнесения предприятий к малым. Однако данная Телеграмма не может служить законным основанием регулирования правоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами, и на нее нельзя будет ссылаться как на межведомственный нормативный акт налоговым органам при разрешении споров в судебном порядке, поскольку она не зарегистрирована в Минюсте и не опубликована в установленном порядке, а потому не является межведомственным нормативным актом (см. Указ Президента от 21.01.93 N 104).

Кроме того, Госналогслужбой РФ уже внесены по согласованию с Минфином РФ соответствующие изменения в Инструкцию Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39, которые действительно приведут к смене круга предприятий, сдающих отчетность по НДС поквартально. Этими изменениями абз.2 п.30"б" отменен и введено аналогичное положение для предприятий, относящихся к субъектам малого предпринимательства согласно положениям Федерального закона N 88-ФЗ (см. Письмо Госналогслужбы РФ от 14.03.96, зарегистрировано Минюстом 19.04.96 N 1073). Однако эти изменения вступят в законную силу (повлекут за собой правовые последствия) только после их официального опубликования (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763).

Тогда требования налогового органа к данному предприятию о необходимости применения иного порядка расчетов с бюджетом по НДС станут правомерны.

При этом следует иметь в виду, что если юридическое лицо, размер доли которого в уставном капитале рассматриваемого предприятия составляет 51% (превышает 25%), имеет статус субъекта малого предпринимательства, то и само предприятие при среднесписочной численности 9 человек (до 50 человек в оптовой торговле) будет относиться к субъектам малого предпринимательства, что дает ему право применять ранее используемый налоговый период по НДС (см. ст.3 Федерального закона N 88-ФЗ, п.30 пп."б" Инструкции Госналогслужбы РФ N 39 в редакции Изменений N 2 после его введения в действие).

10.06.96 О. Лапина

АКДИ