26 февраля 1996 г. товаровед нашего предприятия был оштрафован органами внутренних дел за торговлю меховыми изделиями без наличия на то лицензии. Однако нам известно, что с 1 февраля с. г. такая деятельность уже не лицензируется. Можем ли мы как-то вернуть уплаченный штраф?

Ответ: Действительно, с 01.12.92 торговля меховыми изделиями, относящимися к категории подакцизных товаров, в силу п.1 Указа Президента РФ "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции" от 29.10.92 N 1311 подлежала обязательному лицензированию.

Однако в результате изменений, внесенных Федеральным законом РФ от 07.03.96 N 23-ФЗ в ст.2 Закона РФ "Об акцизах" от 06.12.91 N 1993-1, указанные изделия были исключены из перечня подакцизных товаров, что для предприятий, осуществляющих их реализацию, означает появление возможности осуществления указанной деятельности без наличия на то специальных разрешений.

Следует обратить особое внимание, что датированный мартом Федеральный закон распространяет свое действие на деятельность, осуществляемую уже с 1 февраля 1996 г. В связи с этим, исходя из описанных условий, действия органов внутренних дел по применению к должностному лицу предприятия штрафных санкций после 1 февраля 1996 г. противоречат указанным положениям Закона, даже несмотря на то, что по состоянию на дату наложения штрафа (26.02.96) нормы о необязательности наличия такой лицензии и не существовало.

Поскольку вопросы применения к должностным лицам предприятий ответственности за осуществление ими различных видов деятельности без наличия обязательных разрешений и лицензий актуальны не только для конкретно рассматриваемого случая, необходимо обратить внимание, что такие меры ответственности, как и составы подобных правонарушений, определены в административном законодательстве РФ и субъектов, входящих в ее состав (пп."к" п.1 ст.72 Конституции РФ).

В контексте КоАП РСФСР, утвержденного Постановлением ВС РСФСР 20.06.84 в ред. от 09.01.96, рассматриваемое правонарушение считается нарушением правил торговли, которое в соответствии со ст. ст.146, 241 Кодекса влечет наложение органом внутренних дел штрафа в размере от трех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

При этом, если в течение года после наложения административного взыскания данное нарушение будет совершено повторно, должностные лица, виновные в их совершении, могут быть привлечены также и к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до одного года либо наложения штрафа от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией имущества или без таковой (ст.162.4 УК РСФСР, утвержденного Постановлением ВС РСФСР 27.10.60, в ред. от 13.04.96). При извлечении же наряду с указанными условиями неконтролируемого дохода ответственность представляется в виде лишения свободы на срок до четырех лет либо штрафа в трехкратном размере величины неконтролируемого дохода с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (ст.162.5 УК РСФСР).

Следует подчеркнуть, что в компетенции субъектов РФ находится принятие собственных нормативных актов лишь в области регулирования административных правоотношений, тогда как вопросы уголовного законодательства находятся в исключительном ведении РФ (ст.71 Конституции РФ).

Возвращаясь к описанному в вопросе случаю, должностному лицу данного предприятия рекомендуется обжаловать указанное постановление органа внутренних дел в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным (ст.266 КоАП РСФСР). При этом подобная жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления при возможности продления этого срока, пропущенного по уважительной причине, органом, правомочным рассматривать эту жалобу (ст.268 КоАП РСФСР).

29.05.96 Ю. Камфер

АКДИ