Какие меры применяются в связи с недостаточной эффективностью проводимой работы по взысканию недоимок по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на сумму дебиторской задолженности?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 апреля 1996 г. N 04-01-01

Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

Недостаточная эффективность проводимой работы по взысканию недоимок по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы дебиторской задолженности обусловлена, по нашему мнению, тем, что в действующем "Порядке бесспорного взыскания недоимок по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов" не предусмотрено, что, если выставлено инкассовое поручение (распоряжение) на организацию-дебитора, то предприятие-недоимщик прекращает платить пеню. В связи с чем представляется целесообразным предусмотреть переложение ответственности (уплату пени) за несвоевременное перечисление налогов организацией-недоимщиком на его организацию-дебитора, освободив тем самым организацию-недоимщика от уплаты соответствующей пени. Указанная мера, на наш взгляд, позволит активизировать работу по полноценному использованию механизма обращения налоговой задолженности на дебиторов, поскольку в какой-то степени подтолкнет дебиторов к изысканию средств для более быстрого погашения недоимки по платежам в бюджет.

Кроме того, необходимо придание нормативного характера ранее данному Госналогслужбой России и Минфином России разъяснению Телеграммой N НИ-6-13/275 и 98 от 27.07.96 о том, что взыскание с бюджетных счетов предприятий и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, не производится.

Одновременно хотелось бы заметить, что поскольку работу по осуществлению данного механизма непосредственно осуществляют налоговые органы, и, кроме того, принимая во внимание, что Госналогслужбой России осуществляется наработка материалов для совершенствования процедуры обращения взыскания на дебиторов, было бы целесообразным Госналогслужбе России в рабочем порядке проработать эти материалы с тем, чтобы Минфину России рассмотреть и дать замечания по уже подготовленному проекту документа, направляемого в Правительство Российской Федерации.

По вопросу использования "Порядка бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов" при взаиморасчетах федеральных органов исполнительной власти с федеральным бюджетом сообщаем следующее.

Федеральные органы исполнительной власти финансируются из федерального бюджета, поэтому в случае возникновения задолженности по финансированию федеральных органов исполнительной власти федеральный бюджет выступает в роли дебитора или "недоимщика". Сами федеральные органы исполнительной власти выступать в качестве дебиторов по отношению к федеральному бюджету не могут, так как лишь подведомственные им предприятия и организации являются плательщиками налогов в федеральный бюджет.

В связи с изложенным использование механизма бесспорного взыскания недоимки (в данном случае задолженности по финансированию) в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов, применительно к расчетам между федеральными органами исполнительной власти и федеральным бюджетом означало бы автоматическое проведение взаимозачета по соответствующим статьям доходов и расходов федерального бюджета, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 481 "Об упорядочении расчетов по осуществлению налоговых и других платежей предприятий и организаций-налогоплательщиков в федеральный бюджет, включая погашение задолженности по ним" должно быть жестко ограничено в 1996 г. и прекращено с 1997 г.

Одновременно сообщаем, что п.6 Порядка проведения погашения зачета задолженности по налогам и другим платежам в бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996 г., утвержденного Минфином России и Госналогслужбой России от 11.04.96 (в настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России), предусмотрено: "6. На основании приказа Министерства финансов Российской Федерации Главным управлением федерального казначейства или органом федерального казначейства по его указанию может быть произведен взаимозачет задолженности федерального бюджета предприятию (организации) и кредиторской задолженности этого предприятия (организации) по расчетам с другим предприятием (организацией), имеющим задолженность перед федеральным бюджетом, путем предоставления казначейского налогового освобождения предприятию (организации)-кредитору на сумму имеющейся у последнего задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет".

30.04.96 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ