Наше предприятие в январе 1996 г. выплатило всем работникам материальную помощь. Размер материальной помощи каждому определялся пропорционально заработку в 1995 г. Эти суммы мы согласно Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера включили в фонд оплаты труда и соответственно начислили на них все страховые взносы

Пенсионный фонд нашего района уверяет нас, что мы поступили неправильно, так как согласно инструкции ПФР на любую материальную помощь страховые взносы не начисляются, и что при проверке нам будет указано на нашу ошибку.

Просим объяснить, кто из нас прав?

Ответ: Порядок начисления взносов во внебюджетные фонды устанавливается соответствующими федеральными законами. Так, на 1996 г. указанный порядок определен Законом РФ от 21.12.95 N 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год" (далее - Закон). Согласно указанному Закону взносы начисляются на оплату труда, начисленную по всем основаниям (кроме доходов индивидуальных предпринимателей). Ст.15 КЗоТ РФ (утверждено ВС РСФСР 09.12.71, ред. от 24.11.95) дает возможность выделить "оплату труда" как заработную плату за выполнение работы по определенной специальности, квалификации или должности и при определении ее состава руководствоваться гл. VI "Заработная плата" КЗоТ РФ. И хотя ст.83 указанной главы КЗоТ РФ дает широкий простор для применения различных форм материального поощрения, отнести к ним материальную помощь не представляется возможным, поскольку под "материальным поощрением" в данной статье понимается комплекс мер по усилению материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы. Таким образом, "материальная помощь" не может рассматриваться как "оплата труда" и, следовательно, на нее не следует начислять взносы во внебюджетные фонды.

Однако на практике начисление взносов во внебюджетные фонды осуществляется согласно соответствующих ведомственных инструкций, построенных по принципу исключения отдельных выплат из состава облагаемой базы. При этом указанные инструкции как бы исходят из того, что оплатой труда являются все или практически все выплаты, получаемые работниками (по аналогии с подоходным налогом). В случае с материальной помощью согласно нормативным актам внебюджетных фондов Вам следовало не начислять взносы в Фонд социального страхования (непосредственное указание - п.1.5 Временной инструкции о порядке начисления, уплаты и расходования средств Фонда социального страхования РСФСР (Приложение к Временному положению о Фонде социального страхования РСФСР, утвержденному Постановлением Президиума Совета ФНПР 29.05.91 N 4-1), в фонды обязательного медицинского страхования (п.9 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018), так как это выплата, носящая единовременный характер. По расчетам с Пенсионным фондом РФ до выхода Постановления Правительства РФ от 19.02.96 N 153 взносы не начислялись на "единовременную материальную помощь" (Приложение 7 к Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 11.11.94 N 258). То есть требования работников ПФР на тот момент были оправданны.

Следует также отметить, что Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 10.07.95 N 89, предназначена для составления статистической отчетности по труду и, следовательно, не дает основания для изменения порядка исчисления страховых взносов, предусмотренного действующим законодательством и ведомственными нормативными актами. Тем не менее, что подчеркивает противоречивость сложившейся практики начисления взносов, территориальные отделения Государственного фонда занятости ориентируют плательщиков на применение указанной Инструкции при начислении взносов (официальные разъяснения отсутствуют).

Необходимо отметить, что Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.02.96 N 153, в частности, включает: материальную помощь, оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ; материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников; материальную помощь, оказываемую гражданам благотворительными организациями и экологическими фондами, осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством РФ. То есть в отношении с ПФР Ваши действия в итоге оказались правильными.

Учитывая неурегулированность вопросов формирования состава выплат, на которые не начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды, в том числе различную позицию указанных фондов по тем или иным выплатам, налогоплательщику следует приготовиться к защите своих интересов в арбитражном суде, либо, по возможности, избегать выплат, носящих неоднозначный характер. Например, в данном случае указанные выплаты могли быть оформлены как премии или вознаграждение по результатам работы за год.

26.04.96 А. Зотов

АКДИ