Влияние обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на состояние аварийности

(Третьякова Е. Н.)

("Административное право и процесс", 2007, N 3)

Текст документа

ВЛИЯНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

НА СОСТОЯНИЕ АВАРИЙНОСТИ

Е. Н. ТРЕТЬЯКОВА

Третьякова Е. Н., старший научный сотрудник НИЦ БДД МВД России, майор милиции.

Высокие темпы автомобилизации остро обозначили проблему обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации.

15 ноября 2005 г. состоялось заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации, на котором рассмотрен вопрос о совершенствовании государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Выступая на заседании Госсовета, Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что в дорожно-транспортных происшествиях "гибнут, теряют здоровье и калечатся те, кто относится к наиболее трудоспособной части населения. Это абсолютно невосполнимые потери для нас, для будущего страны".

Позитивные тенденции в социально-экономическом развитии страны, рост материального обеспечения граждан непосредственно влияют на ускорение темпов автомобилизации. Ежегодный прирост автопарка в последние годы составил более миллиона единиц!

Вместе с этим одной из важнейших негативных сторон автомобилизации является дорожно-транспортный травматизм.

Аварийность на автомобильном транспорте превратилась в одну из важнейших социально-экономических проблем в большинстве стран мира. Не случайно положение с безопасностью дорожного движения Организация Объединенных Наций характеризует как глобальный кризис. По данным Всемирного банка, ежегодный экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает 500 млрд. долларов.

В странах Европейского союза страхование гражданской ответственности водителей автотранспортных средств, как и в России, является обязательным. Соответствующие нормы внесены в законодательные базы всех государств-участников.

Например, во Франции это закреплено ст. L211-1 Страхового кодекса, введенного в действие Законом от 7 января 1981 г. N 81-5. Документ предусматривает обязательное возмещение ущерба здоровью и имуществу третьих лиц без установления предельных сумм, в случае если он нанесен по вине лица, управляющего транспортным средством или осуществлявшим его хранение, в том числе и без ведома владельца.

Страхование автогражданской ответственности во всех странах имеют право осуществлять только компании, имеющие государственную лицензию и связанные договором солидарности. Это предполагает безусловное возмещение ущерба пострадавшей стороне даже в случае, если компания, застраховавшая автогражданскую ответственность виновника, оказалась финансово несостоятельной.

Полис оформляется на владельца автотранспортного средства, в качестве которого может выступать физическое или юридическое лицо. Минимальный срок контракта составляет три месяца, но чаще всего страховка оформляется на год. Для юридических лиц предусмотрена страховка всего автопарка с указанием примерного количества транспортных средств и возможностью в течение срока действия контракта добавлять в список или удалять из него автомобили с окончательным расчетом в конце года.

Сумма страхового взноса рассчитывается страховщиками с учетом следующих данных: возраст, длительность и непрерывность водительского стажа, состояние здоровья, страховая история владельца, марка, год выпуска и конструктивные особенности автотранспортного средства - и составляет примерно 170 евро в год за автомобиль с рабочим объемом двигателя до 2000 см куб. Страховщики обладают правом отказать физическому или юридическому лицу в заключении договора по причине высокой аварийности, плохого состояния здоровья, неудовлетворительного технического состояния автомобиля, подозрительной страховой истории.

Страхование автогражданской ответственности является самой дешевой (и минимально возможной) услугой в сфере автострахования. Подавляющее большинство водителей не ограничивается этим и добавляет в контракт соглашение о страховке ущерба от пожара, вандализма, стихийных бедствий, кражи, расходов на эвакуатор.

Взаимодействие правоохранительных органов с компаниями-страховщиками ведется по следующим направлениям: оформление ДТП и расследование их обстоятельств, вскрытие случаев страхового мошенничества, взыскание ущерба в пользу компании.

При оформлении ДТП законодательство стран Евросоюза исходит из необходимости максимального упрощения этой процедуры, недопустимости создания длительных помех дорожному движению, нецелесообразности отвлечения полиции на мелкие происшествия.

Полиция вызывается на место только в случаях, когда имеются погибшие и раненые, один из участников скрылся с места происшествия, отказывается или физически не может оформить протокол (например, не имеет необходимых документов, находится под воздействием наркотических веществ или алкоголя, не говорит на местном языке), а также при необходимости нормализовать дорожное движение.

Время реакции полиции на вызов, как правило, не превышает тридцати минут, что достигается рассредоточением мобильных патрулей по городу и использованием мотоциклов. После прибытия на место полицейские оценивают обстановку и, если это действительно необходимо, составляют протокол, принимают меры к розыску и задержанию скрывшихся лиц, допросу свидетелей, оказанию помощи пострадавшим, восстановлению дорожного движения.

В остальных случаях водители должны самостоятельно заполнить специальный протокол, бланки которого находятся вместе с договором о страховке в комплекте документов водителя, и обменяться копиями. Желательно взять у свидетелей номера контактных телефонов. Если в ДТП пострадало несколько машин, то каждый участник оформляет протокол с водителем только одной машины, находящимся впереди или правее его транспортного средства. Протокол направляется в свою страховую компанию в течение пяти дней с момента ДТП. Затем автомобиль владельца, рассчитывающего на получение компенсации от виновника ДТП, должен быть доставлен в автомастерскую, имеющую соглашение о сотрудничестве со страховой компанией этого владельца. Адрес мастерской сообщается в страховую компанию пострадавшего.

Страховые комиссары совместно с представителями компании предполагаемого виновника лично или, если речь идет о незначительном ущербе, через сотрудников мастерской обследуют машину, изучают протокол, при необходимости опрашивают свидетелей, оценивают ущерб и принимают решение об обстоятельствах ДТП.

Решение может быть следующим:

вина полностью лежит на одном или нескольких участниках ДТП. В этом случае их страховые компании через страховые компании пострадавших полностью возмещают нанесенный ущерб на основании договора об обязательном страховании автогражданской ответственности. Если автомобиль виновного не был застрахован, его водитель скрылся и т. д., пострадавшему возместит ущерб ассоциация страховщиков, которая затем через своих юристов обратится в правоохранительные органы для уголовного или судебного преследования виновника и взыскания с него соответствующих сумм. Практически не имеют шансов на положительное решение водители автомобилей, попавшие в ДТП с участием машин оперативных городских служб и общественного транспорта (кроме такси);

вина оценивается как обоюдная. После оценки ущерба водитель, которому нанесен наибольший ущерб, получает половину разницы между своим и чужим ущербом. Основная часть суммы покрывается каждым участником за свой счет или на основании других страховых договоров. Практика признания обоюдной вины широко распространена при рассмотрении мелких аварий в местах с напряженным движением.

Взаимные претензии фирмы улаживают между собой в судебном порядке, но разбирательство не влияет на сроки получения пострадавшей стороной компенсации.

Объективность расследования, проводимого страховыми компаниями и уполномоченными мастерскими, обеспечивается, с одной стороны, их заинтересованностью в привлечении и удержании клиентов, а с другой - стремлением не допустить излишних расходов.

За эксплуатацию автомобиля без оформления страховки гражданской ответственности виновный (водитель транспортного средства) в первый раз обязан оплатить штраф, размер которого на сегодняшний день составляет 1500 евро (для сравнения минимальный размер оплаты труда составляет 1100 евро). При повторном нарушении штраф удваивается. На третий раз нарушители привлекаются к уголовной ответственности по статье, предполагающей наказание в виде тюремного заключения.

В зарубежных странах ОСАГО оказывает существенное влияние на безопасность дорожного движения. Деятельность как страховых сообществ, так и отдельных страховых компаний направлена на участие в профилактике аварийности и снижение тяжести последствий от ДТП. Формами участия, как правило, во многих странах являются финансирование пропаганды правил поведения на дорогах, а также участие в организации подготовки специалистов по аудиту безопасности дорожного движения, финансирование разработок методических документов, касающихся вопросов безопасности движения, внедрение средств контроля за обеспечением труда и отдыха водителей (внедрение бортовых регистраторов - черных ящиков) транспортных средств, организация стажировки водителей, попавших в ДТП, в центрах переподготовки и т. д.

Итогом проводимых страховыми компаниями акций и плановых мероприятий, направленных на снижение уровня аварийности, становится и повышение в том числе общей эффективности страхового бизнеса.

В России участие страховщиков в профилактики ДТП пока не носит системный характер и ограничивается разовыми акциями Российского союза автостраховщиков и отдельных страховых компаний.

Кроме того, в зарубежных странах создана довольно эффективная система взаимодействия страховых сообществ и государственных органов по вопросам обеспечения безопасности движения. Представители страховых сообществ входят в состав и участвуют в работе различных государственно-общественных организаций и структур, комиссий и советов, занимающихся вопросами безопасности дорожного движения. В России эта система только начинает развиваться. Так, президент РСА Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 237 включен в состав Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Еще одним аспектом, положительно влияющим на безопасность движения, является то, что в большинстве стран мира страховые тарифы не регулируются государством, т. е. существует возможность за счет использования гибких скидок и надбавок повышать или сокращать стоимость полиса в зависимости от количества ДТП, в которых участвовал страхователь. Максимальный коэффициент повышения различается по странам и, как правило, находится в диапазоне от +65 до 250%, так же как и коэффициенты сокращения, которые могут колебаться от -20 до 75% (сведения РСА). Таким образом, каждый владелец транспортного средства стремится не попадать в ДТП и старается соблюдать правила дорожного движения. В России тарифы по ОСАГО устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 192-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установил, что начисление коэффициента, входящего в состав страховых тарифов, происходит в зависимости от наличия или отсутствия количества страховых выплат по предыдущему договору страхования владельцев данного транспортного средства, а если в договоре обязательного страхования определен ограниченный круг лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то скидки и надбавки присваиваются с учетом всей автостраховой истории каждого водителя отдельно вне зависимости от того, каким автомобилем он управлял или управляет. При продлении договора на следующий год учитывается наибольший из коэффициентов, определенных каждому из таких водителей.

Данный коэффициент будет применяться только при продлении договора страхования на второй и последующие годы. И указанный коэффициент представляет собой определенные правила назначения поощрений за безупречную езду и наказаний за совершенные ДТП.

Внесенное изменение Федерального закона нацелено на то, чтобы автолюбители стремились зарабатывать скидки при страховании транспортных средств и следили за своей страховой историей. Таким образом, система обязательного страхования в России начинает оказывать влияние на владельца транспортного средства, который желает в меньшей степени платить за полис ОСАГО, а для этого надо соблюдать Правила дорожного движения и быть аккуратным при управлении транспортным средством не только владельцу, но и всем водителям, которые имеют право управлять данным транспортным средством.

------------------------------------------------------------------

Название документа