Возможно ли сохранение для предприятий льготного порядка использования поступающих на их расчетные (текущие) счета денежных средств, действовавшего до 30.09.95, и уменьшение пени, взыскиваемой в случае задержки уплаты налогов, т. к. Постановления Правительства РФ от 13.10.95 N 1020 и от 18.12.95 N 1245 не улучшают ситуацию по выплате зарплаты, а ведут к дальнейшей ее задержке?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 апреля 1996 г. N 4-01-01

Департамент налоговых реформ рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

Статьей 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации определена очередность списания денежных средств со счета, следовательно, для реализации вопроса о первоочередности выплаты заработной платы перед другими платежами необходимо внести изменения (дополнения) в соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, сроки выплаты заработной платы регулируются ст.96 КЗоТа Российской Федерации, где говорится, что заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца. Для отдельных категорий работников законодательством могут быть установлены другие сроки выплаты заработной платы.

Что касается Постановлений Правительства Российской Федерации N 1020 от 13.10.95 и N 1245 от 18.12.95, то они не могли привести к задержке выплаты заработной платы, поскольку позволяли предприятиям и организациям направлять на выплату заработной платы больший размер денежных средств, чем это предусмотрено порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве".

Введение в 1994 г. льготного порядка использования средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий и организаций для выплаты заработной платы, с последующим его продлением, было связано с напряженностью финансового положения предприятий и организаций, а также остротой социальных последствий, связанных с задержкой выплаты заработной платы, и рассматривалось как временная мера и являлось, по-существу, отсрочкой уплаты налогов.

Вместе с тем принятие временного порядка отрицательным образом сказалось на доходной части федерального и региональных бюджетов и проведении жесткой финансовой политики.

Кроме того, по мнению отдельных глав администраций такой порядок в известной степени стимулировал нарушение платежной дисциплины, в связи с чем ими в 1994-1995 г. г. ставился вопрос об отмене действия данного порядка.

В октябре-декабре 1995 г., считая нецелесообразным продление временного порядка на 1996 г., в целях менее болезненного перехода организаций на общий режим использования средств, предусмотренный налоговым законодательством, а также в целях обеспечения доходной базы бюджетов Правительством Российской Федерации было принято решение о поэтапном снижении размера денежных средств, направляемых на выплату заработной платы и иные неотложные нужды.

Одновременно были предусмотрены меры по адаптации в 1996 г. налогоплательщиков к условиям расчетов с бюджетами в соответствии с действующим налоговым законодательством. В данном случае речь идет о предоставлении предприятиям и организациям, пользовавшимся льготным порядком (по окончании его действия), отсрочки погашения задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, погасить которую в разовом порядке в связи с тяжелым финансовым состоянием организации не могут.

Кроме того, серьезным шагом помощи предприятиям, задолженность которых перед бюджетом связана с неплатежами, недостаточным бюджетным финансированием, введением "валютного коридора" и другими объективными причинами стал принятый Президентом России 19 января 1996 г. Указ N 65 "О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 г.", в соответствии с которым в настоящее время предприятиям и организациям также предоставляются отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, имеющейся на начало текущего года перед бюджетами всех уровней.

Получив отсрочку по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, предприятия и организации получили возможность направлять получаемые средства, высвободившиеся от уплаты задолженности, на заработную плату и на уплату текущих платежей.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание напряженность с формированием доходной части бюджета, не представляется возможным согласиться с предложениями о возврате к прежнему льготному порядку использования денежных средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий.

10.04.96 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ