В соответствии с Государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента РФ N 2284 и планом приватизации, наше АО должно передать в муниципальную собственность жилой дом. Муниципальные органы власти отказываются брать его на баланс, а администрация области установила порядок передачи жилых домов в муниципальную собственность, противоречащий законодательству (оформление необходимой технической документации перекладывается с органов исполнительной власти исключительно на администрацию предприятия, не соблюдаются сроки передачи, запрашиваются документы, не относящиеся к технической документации), в частности, Постановлению Правительства РФ N 235

Правомерны ли наши требования? Каковы должны быть наши действия? Может ли Госкомимущество обязать мэрию принять дом на баланс?

Ответ: Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" (п.6.14), о которой речь идет в тексте вопроса, предусмотрено, что в срок не позднее шести месяцев со дня утверждения плана приватизации органы местного самоуправления обязаны принять на свой баланс объекты жилищного фонда, ранее находившиеся на балансе приватизируемого предприятия, при условии, что данные объекты не включены в уставный капитал приватизируемого предприятия и их передача в муниципальную собственность предусмотрена планом приватизации.

При этом органы местного самоуправления должны заключить договоры с предприятиями по содержанию указанных объектов при сохранении, в случае необходимости, договорных отношений с приватизированным предприятием - бывшим балансодержателем, предусматривающих его обязательства по содержанию объектов жилой сферы.

В связи с этим, во-первых, нет необходимости издания Комитетом по управлению государственным имуществом какого-либо правового акта, обязывающего муниципалитет принять на баланс жилой дом, поскольку такая обязанность уже установлена названным Указом Президента РФ, во-вторых, Госкомимущество и его территориальные органы такого рода полномочий не имеют (Положение о государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.12.95 N 1190).

Таким образом, ключевым, в данном случае, является вопрос о том, каким образом привлечь органы местного самоуправления к ответственности за неисполнение возложенных на них обязанностей.

В соответствии со ст.47 Федерального Закона РФ от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления отвечают перед населением муниципального образования, государством и физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Поэтому в случае отказа органов местного самоуправления от исполнения обязанностей, возложенных на них Государственной программой приватизации, они несут ответственность в соответствии с Федеральным Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ст.49). В частности, ответственность указанных органов и их должностных лиц наступает в случае нарушения ими Конституции РФ и федеральных законов. В данном случае речь идет о ст.90 Конституции РФ, предусматривающей обязательность исполнения указов Президента РФ на всей территории РФ.

Порядок привлечения органов местного самоуправления к ответственности следующий:

1) установление в судебном порядке нарушений органами местного самоуправления Конституции РФ,

2) обращение органа государственной власти субъекта РФ в соответствующий суд субъекта Федерации за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления Конституции РФ.

3) заключение суда - основание для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

Однако практическая реализация приведенных норм Закона значительно затруднена уже на первом этапе, когда необходимо в судебном порядке установить нарушение органами местного самоуправления Конституции РФ, поскольку такая категория дел не подведомственна арбитражному суду.

Поэтому мы предлагаем следующие варианты выхода из сложившейся ситуации:

1. Предприятие может обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления (ст.22 АПК). Такого же рода полномочиями обладает и прокурор. Кроме того, он может опротестовать в суде общей юрисдикции правовой акт органа местного самоуправления нормативного характера (п.3 ст.22 Федерального Закона РФ от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре РФ", ст.25 ГПК РСФСР).

При этом следует иметь в виду, что правовыми актами органа местного самоуправления признаются акты, наименование, виды, полномочия по изданию которых, а также порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством субъекта РФ (ст.19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). Таким образом, если органом местного самоуправления отказ в принятии жилого здания на баланс не был оформлен правовым актом, в соответствии с требованиями устава МО (например, ответ был дан в виде неофициального письма или не было совершено вообще никаких действий, свидетельствующих о принятии либо отказе в принятии здания на баланс муниципалитета), то соответственно, с формальной точки зрения, нет процессуальных оснований для обращения в судебные органы. Однако мы не исключаем возможности, что арбитражный суд примет к рассмотрению иск о признании недействительным акта органа местного самоуправления, не оформленного надлежащим образом и разрешит спорную ситуацию в пределах своих полномочий по существу.

Необходимо также учитывать, что несмотря на то, что предметом надзора органов прокуратуры в области надзора за исполнением законов является не только контроль за соответствием издаваемых органами местного самоуправления правовых актов законам, но и исполнение ими законов (п.1 ст.21 Закона о прокуратуре), прокурору не предоставлено права обращаться в суд с иском о понуждении органов местного самоуправлению к совершению действий, соответствующих требованиям законодательства РФ, либо о признании совершаемых действий, противоречащими законодательству РФ.

2. В соответствии с ст.1069 ГК РФ органы местного самоуправления несут ответственность за вред, причиненный их незаконными действиями или бездействием. В связи с этим предприятие вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, который может быть предъявлен к органам местного самоуправления вне зависимости от того, были ли заявлены соответствующие требования по п.1. Таким образом, требование о возмещении вреда может быть удовлетворено как наряду с признанием нормативных и ненормативных актов органа местного самоуправления недействительными, так в случае, если органы местного самоуправления нарушают права и законные интересы предприятия своим бездействием.

В качестве обоснования своей позиции в части размера исковых требований Вы можете предложить свою методику расчетов, в частности, исходя из реальных затрат на содержание жилого фонда за тот период времени, когда здание уже должно было находится на балансе органов местного самоуправления.

3. Удовлетворение судом требований предприятия или прокурора, как в первом, так и во втором случае, может служить основанием для реализации органом государственной власти субъекта РФ механизма привлечения органа местного самоуправления к ответственности в порядке, предусмотренном Законом об общих принципах организации местного самоуправления.

Что касается вопросов, связанных с применением Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 235, то оно носит рекомендательный характер (п.7 Постановления N 235). В связи с этим органы власти субъектов РФ (в данном случае, Сахалинской области) вправе установить свой порядок передачи объектов в муниципальную собственность и собственность субъекта РФ, который по своему содержанию может и не совпадать с порядком, предложенным Правительством РФ.

05.04.96 Е. Тимохина

АКДИ