Основания, сроки и условия для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций

(Ткачев В. Н.) ("Налоги" (журнал), 2007, N 3) Текст документа

ОСНОВАНИЯ, СРОКИ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА В СУД С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ВЗЫСКАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ

В. Н. ТКАЧЕВ

Ткачев В. Н., кандидат юридических наук, доцент.

Процесс взыскания в судебном порядке обязательных платежей и санкций в бюджет Российской Федерации регулируется процессуальным законодательством - АПК РФ и ГПК РФ. Обращаться в суд налоговым органам предписывает НК РФ, когда другим способом принудительно взыскать недоимки по налогам, пени и применить налоговые санкции налоговые органы не имеют возможности. В процессуальном законодательстве существует понятие досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком. Досудебный порядок представляет собой необходимость для истца, прежде чем подать иск в суд, провести определенные мероприятия, направленные на урегулирование спора с ответчиком. Эти мероприятия должны предусматриваться федеральным законом (в данном случае досудебный порядок предусмотрен НК РФ). Несоблюдение его повлечет принятие судом решения об оставлении искового заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ, ст. 222 ГПК РФ). Последствия такого решения не лишают истца права вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке, после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения. Но при этом необходимо обратить внимание на существование пресекательных сроков взыскания недоимок по налогам, налоговых санкций. Пресекательных - значит невосстанавливаемых. Отсюда исходит и важность знания досудебного порядка и соблюдения его. Досудебный порядок, который должен соблюсти налоговый орган при обращении в суд, устанавливается НК РФ. Общий смысл данного порядка заключается в обязанности налогового органа информировать в соответствии с требованиями НК РФ налогоплательщика о необходимости добровольно заплатить недоимки по налогам, пени, исполнить налоговые санкции. Налоговому органу приходится обращаться в суд в случаях взыскания налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов), физического лица или налогового агента - физического лица (ст. 48 НК РФ), а также взыскания налога с организации, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом (ст. 45 НК РФ): - юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами; - юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. Кроме того, взыскание налога, сбора, а также пени с организации осуществляется, если налоговый орган не успел принять решение о взыскании в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (ст. 46 НК РФ). По ст. 104 НК РФ взыскиваются налоговые санкции. Взыскание с физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, производится через суд общей юрисдикции, с физического лица - индивидуального предпринимателя через арбитражный суд. Заявление подается в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев (пресекательный срок) после истечения срока исполнения требования об уплате налога (ст. 48 НК РФ). Таким образом, обращению в суд должно предшествовать направление требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (ст. 70 НК РФ). Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также меры по взысканию налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (ст. 69 НК РФ). Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование передается руководителю организации, физическому лицу (их представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанные лица уклоняются от получения требования, то оно направляется по почте заказным письмом. Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Если такое требование налогоплательщику направлено не будет, то суд оставит заявление без рассмотрения. Но и при направлении требования суд в определенных ситуациях может также оставить заявление без рассмотрения. Это может произойти, если требование оформлено ненадлежащим образом или направлено с нарушением правил, предусмотренных ст. 69 НК РФ. Судебная практика считает недоказанным факт соблюдения досудебного порядка, если не указаны сумма задолженности, размер пени, срок исполнения требования. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления шестимесячного пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <1>). -------------------------------- <1> Вестник ВАС РФ. 2003. N 5.

Срок совершения последующих действий должен исчисляться со дня окончания срока направления требования, установленного НК РФ, и срока исполнения требования, указанного в направленном требовании. Налоговые органы вправе взыскивать в бесспорном порядке налоги, сборы, пени с организаций. Исключения составляют указанные случаи, которые могут выявиться в ходе выездных проверок, реже - в ходе камеральных проверок. Поэтому досудебный порядок будет таким же, как взыскание в судебном порядке недоимок по налогам, сборам и пеней с организации в случае пропуска срока на бесспорное взыскание <2>. -------------------------------- <2> Борушкова Е. Досудебная процедура урегулирования споров с налогоплательщиками // Финансовая газета. 2005. N 39.

При обращении налогового органа в суд в связи с пропуском срока на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица необходимо обратить внимание на следующее. Пункт 3 ст. 46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм, имея в виду, что данный срок является пресекательным. Данные положения изложены в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <3>. Досудебный порядок подачи искового заявления в данном случае заключается в направлении налоговым органом требования на уплату недоимок по налогам, сборам и пени. Содержание требования, порядок его направления должны соответствовать положениям, установленным ст. 69 НК РФ. -------------------------------- <3> Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.

Налоговые санкции являются следствием установления налоговым органом налогового правонарушения налогоплательщиком (иным лицом) и принятия решения о взыскании налоговых санкций. С 1 января 2006 г. в связи с принятием Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" <4> изменен порядок взыскания налоговых санкций. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2005. N 45. Ст. 4585.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 103.1 НК РФ взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа производится в бесспорном порядке в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. В случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исполнение указанного решения приостанавливается. В случае обжалования этого решения в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2005 г.) "Об исполнительном производстве" <5>. В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591; 2003. N 2. Ст. 160, N 50. Ст. 4847; 2004. N 10. Ст. 837, N 27. Ст. 2711, N 35. Ст. 3607; 2005. N 42. Ст. 4213; 2006. N 1. Ст. 8.

Согласно п. 7 ст. 114 НК РФ налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает 5 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В случае если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, превышает 5 тыс. руб. по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 50 тыс. руб. по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а также в случае, если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке в соответствии с НК РФ. АПК РФ предъявляет определенные требования к содержанию и форме заявления о взыскании обязательных платежей. Перечень этих требований содержится в ст. 214 АПК РФ. Арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением установленных требований к составу документов, а также требований к форме и содержанию заявления, выносит определение об оставлении заявления без движения (п. 1 ст. 128 АПК РФ). В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы (п. 4 ст. 128 АПК РФ). Налоговый орган, в свою очередь, при подаче заявления о взыскании штрафных санкций обязан приложить документ, подтверждающий направление налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ. Ранее этот вопрос не имел нормативного закрепления. За время, прошедшее с сентября 2002 г., арбитражные суды в ряде случаев оставляли иски налоговой инспекции без движения по причине того, что в них не были указаны расчет суммы штрафных санкций, норма налогового законодательства, нарушенная налогоплательщиком, отсутствовали на приложенном требовании отметки о его вручении, что являлось обычной практикой некоторых налоговых инспекций. Необходимость представления таких сведений теперь установлена ст. 214 АПК РФ. Столь жесткие нормы к прилагаемым документам не случайны. Из ряда норм АПК РФ (ст. 9, п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 126, п. 1 ст. 131 и др.) вытекает, что все документы, на которые сторона планирует ссылаться в судебном заседании, должны быть представлены заблаговременно, и не только суду, но и другой стороне, если у нее эти документы отсутствуют. Раньше истец ограничивался, как правило, направлением ответчику копии искового заявления без приложений, а ответчик - представлением истцу отзыва в судебном заседании. Теперь в соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Одним из элементов механизма реализации данного положения призвано стать и предварительное судебное заседание (ст. 136 АПК РФ), которое является еще одним нововведением АПК РФ. В ходе предварительного судебного заседания судья доводит до сведения сторон, какие доказательства имеются в деле, определяет их достаточность и проводит иные процессуальные действия, цель которых - максимально подготовить дело к судебному разбирательству. Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налоговым платежам с физических лиц подается в письменной форме в суд общей юрисдикции по общим правилам подсудности и должно соответствовать требованиям, указанным в законе. В заявлении в соответствии со ст. 124 ГПК РФ должно быть указано: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения; 3) наименование должника, его место жительства или место нахождения; 4) требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано; 5) документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя; 6) перечень прилагаемых документов. В случае истребования движимого имущества в заявлении должна быть указана стоимость этого имущества. Заявление о вынесении судебного приказа подписывается взыскателем или имеющим соответствующие полномочия его представителем. К заявлению, поданному представителем, должен быть приложен документ, удостоверяющий его полномочия. Помимо общих требований к заявлению о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, оно должно содержать указание, на основании какого закона гражданин привлечен к уплате соответствующих платежей, каковы сумма платежа и сроки уплаты этого платежа, сумма недоимки, а также срок платежа, по которому образовалась недоимка. Об отказе в принятии заявления судья в течение трех дней со дня поступления заявления выносит определение. Отказ в принятии заявления не препятствует обращению в исковом порядке.

------------------------------------------------------------------

Название документа