Гражданин представил в налоговую инспекцию декларацию за 1994 год с нарушением установленных сроков ее сдачи (в июле 1995 года). При этом в декларацию им были внесены как суммы дополнительных доходов, полученных не по месту основной работы, так и заявлены дополнительные льготы на суммы произведенных расходов на приобретение жилого дома. Льгота по подоходному налогу на часть расходов по приобретению жилья уже была получена гражданином по месту работы. Имеет ли налоговый орган право не предоставлять гражданину льготу по подоходному налогу на оставшуюся часть затрат в пределах указанного в декларации дополнительного дохода?

Ответ: Однозначная позиция налоговой службы о том, что льгота по подоходному налогу гражданам, являющимся застройщиками или покупателями жилья, в подобной ситуации может быть предоставлена налоговым органом только не позднее 1-го апреля года, следующего за отчетным (то есть до 01.04.95), представляется, на наш взгляд, не достаточно обоснованной с юридической точки зрения. Наша позиция о возможности предоставления физическому лицу льготы по подоходному налогу на всю сумму расходов на приобретение квартиры в 1994 году в пределах его действительного, а не только полученного по месту основной работы совокупного годового дохода основана на следующих положениях:

1. Норма Закона, непосредственно предоставляющая гражданам право на использование рассматриваемой льготы, не связывала и не связывает это право с условием выполнения ими своих обязанностей по срокам представления ими налоговой декларации и документов, подтверждающих право на льготу (см. п.6"в" ст.3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц").

2. Заявление в декларации физическим лицом в июле 1995 года данных о сумме дополнительных доходов за 1994 год влечет необходимость перерасчета суммы его подоходного налога за налогооблагаемый период 1994 года на основании ст. 21 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц". При этом налог с доходов гражданина должен быть исчислен с полной суммы его совокупного годового дохода (с учетом данных о начисленных суммах доходов, удержанных налогах и суммах использованных льгот по месту работы физического лица) в соответствии с действующим в тот период законодательством, предусматривающим право гражданина на получение льготы по затратам на приобретение жилья. Более того, Инструкцией Госналогслужбы РФ предусмотрен порядок перерасчета подоходного налога (в период не более трех последующих лет) при предоставлении физическими лицами документов после возникновения у них права на льготу (п.76, абз.6 Инструкции Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N 35). Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в развитие положений Закона указанная норма не устанавливает отношение изложенного в ней порядка только к отчетному (текущему) налогооблагаемому периоду.

3. Действительно, действующим законодательством закреплена обязанность своевременного предоставления гражданином по месту работы или в налоговый орган документов, подтверждающих право на льготу (см. ст.18 п.1 Закона "О подоходном налоге с физических лиц" и п.14 "в" Инструкции Госналогслужбы РФ по применению этого Закона от 29.06.95 N 35). При этом представляется важным, что в этих положениях речь идет именно о необходимости представления до определенного срока документов ГРАЖДАНАМИ для получения льготы в установленном порядке в текущем налогооблагаемом периоде. Подобная формулировка не может служить основанием для обобщающего утверждения о том, что после установленного срока льгота не может быть предоставлена. Такое прочтение было бы допустимо (правомерно) только в случае, если бы в рассматриваемых нормах речь шла об обязанностях НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ и служб предприятий НЕ ПРИНИМАТЬ рассматриваемые документы после определенного срока.

На основании изложенного следует признать, что законодательство не содержит специальных норм, ограничивающих возможность использования гражданином права на льготу надлежащим исполнением им своих обязанностей. Поэтому в данном случае подлежит применению только положение, устанавливающее общие меры ответственности физических лиц за неисполнение обязанностей, предусмотренных Законом "О подоходном налоге с физических лиц". В общеустановленном порядке за нарушение настоящего Закона граждане несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ (см. ст.22 Закона "О подоходном налоге с физических лиц"), т. е. в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы" (например, в виде административного штрафа или штрафа в размере 10% от суммы подлежащего к уплате в бюджет в соответствии с произведенным перерасчетом налога). Необходимо отметить, что полный перечень видов ответственности, определенный ст.13 этого Закона, также не содержит положений о возможности утраты налогоплательщиком прав на какие-либо льготы по тем или иным основаниям.

Таким образом, в законодательстве по подоходному налогу с физических лиц, на наш взгляд, отсутствуют соответствующие нормы, позволяющие сделать однозначный вывод о невозможности предоставления рассматриваемой льготы по налогу в полном объеме физическому лицу, пропустившему срок представления налоговой декларации и несвоевременно обратившемуся в компетентный орган по вопросу предоставления льготы по налогу на дополнительную сумму при наличии у него надлежащих документов. Данное обстоятельство может быть использовано гражданами при защите своих интересов в судебных органах.

05.03.96 О. Лапина

АКДИ