С 15.09.94 для нашего АООТ установлен порядок, при котором 30% средств, поступающих на р/счет, направляется на выплату зарплаты, а оставшиеся 70% - в уплату платежей, причитающихся бюджету и государственным внебюджетным фондам

В ГНИ нас заверили, что недоимка на сумму средств, направленных на выплату заработной платы (30%), является по существу отсрочкой уплаты налогов, и в этой связи на нее не будет производиться начисление пени.

Однако 13.09.95 от ГНИ поступило Письмо, которым нас уведомляют о том, что пени будут начислены задним числом, начиная с 15.09.94. При этом в обоснование положен тот факт, что мы производили выплату зарплаты из наличной выручки, не производя ее предварительное зачисление на расчетный счет. Правомерны ли действия ГНИ?

Ответ: Указанный Вами порядок использования средств был изложен в Телеграммах Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 14 сентября 1994 года NN 1-35/64, ВП-6-13/349; от 14 февраля 1995 года NN 04-01-01, ВГ-6-13/81; от 31 марта 1995 года NN 04-01-01/2, ВГ-6-01/180. Он заключается в том, что предприятиям сферы материального производства и бюджетным организациям было предоставлено право при наличии НЕДОИМКИ по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды как федерального, так и местного уровня, и невозможности погашения этой недоимки ВВИДУ ОТСУТСТВИЯ денежных средств на расчетном счете, направлять 30% средств, ПОСТУПАЮЩИХ на расчетный (текущий) счет, на выплату заработной платы рабочим и служащим. Оставшиеся 70% поступающих на расчетный счет средств подлежали направлению в первоочередном порядке на уплату имеющихся недоимок.

Другими словами, данный порядок применим к тем, кто не имел возможности каким-либо образом выплатить зарплату.

Данный вывод подтверждается и вновь принятым Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1020 "О введении временного порядка использования денежных средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий и организаций", которым было уточнено, что данный порядок распространяется на те организации, которые имеют задолженность не только по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, но и задолженность "по выплате заработной платы работникам".

Кроме того, следует заметить, что размер этих средств данным Постановлением был изменен - с 16 октября по 30 ноября 1995 г. вы могли бы направлять на такие нужды 20 процентов, а с 1 по 31 декабря 1995 г. - 10 процентов денежных средств, поступающих на расчетный (текущий) счет.

Однако поскольку вы не только имели такую возможность, но и фактически ее осуществляли, производя выплаты из наличной выручки, то действия ГНИ в этом случае абсолютно правомерны.

Тем более, что с точки зрения налогового законодательства появление данного порядка не совсем правомерно.

Так, порядок предоставления отсрочек и рассрочек уплаты платежей в бюджет предусмотрен таким нормативным актом, как Указ Президента РФ, точнее говоря п.30 указа от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Но этим актом поставлены определенные рамки для практического осуществления порядка. Во-первых, рассрочка или отсрочка уплаты может быть предоставлена на срок НЕ более 6-и месяцев, а, во-вторых, отсрочка уплаты платежей в бюджеты и внебюджетные фонды ФЕДЕРАЛЬНОГО уровня может быть предоставлена только в том случае, если такая "льгота" была уже предоставлена по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды МЕСТНОГО уровня. И эти условия в вышеперечисленных документах просто-напросто не соблюдены.

С 25 января 1996 года вступил в силу Указ Президента РФ от 19.01.96 г. N 65 "О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 г.", который несколько изменил данный порядок.

05.03.96 Ю. Чинков

АКДИ