Учредитель (физическое лицо) передал в безвозмездное пользование своему предприятию (ТОО) торговое и офисное оборудование. Документально эта передача не оформлялась, а поэтому предприятие его не приходует и не оплачивает. Не нарушается ли со стороны предприятия действующее законодательство? Могут ли у налоговой инспекции возникнуть какие-либо вопросы по отношению к предприятию?
Ответ: Отношения по передаче в бесплатное пользование какого-либо имущества строятся между сторонами на основе договора безвозмездного пользования. Основными чертами такого соглашения являются бесплатность пользования имуществом и обязанность пользователя по истечении оговоренного сторонами срока вернуть то же самое имущество его владельцу (ст.342 ГК РСФСР 1964 г.)
Как любая сделка, совершаемая между юридическим лицом и гражданином (независимо от того, что гражданин выступает учредителем данного ТОО), договор безвозмездной передачи имущества должен быть заключен в простой письменной форме, поскольку устная форма соглашения в данном случае законом не установлена (п.1 ст.161 ГК РФ 1994 г.). Отсутствие письменного договора свидетельствует о первом нарушении законодательства РФ.
Поскольку договор безвозмездного пользования является разновидностью договора имущественного найма - временного пользования за плату - к рассматриваемому соглашению применяются правила, регулирующие порядок взаимоотношения сторон по договору аренды (ч.2 ст.342 ГК РСФСР). Это касается и порядка отражения в бухгалтерском учете пользователя различных хозяйственных операций, связанных с использованием чужого имущества.
Так, информация о наличии и движении арендованных основных средств ведется юридическим лицом на забалансовом счете 001. При этом указанные средства учитываются в оценке, указанной в арендном договоре ( План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен-ной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина СССР о 01.11.91 N 56). П.44 Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденного Письмом Минфина СССР от 07.05.76 N 30 также подтверждает, что у арендатора основные средства подлежат учету за балансом по первоначальной стоимости, указанной в договоре аренды.
Помимо того, необходимо сказать, что арендованные основные средства учитываются по строке 910 Формы N 5 Приложения к бухгалтерскому балансу в соответствии п.4.14 Инструкции "О порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности", утвержденной Приказом Минфина РФ от 19.10.95 N 115.
Таким образом, как в договоре аренды, так и в договоре безвозмездного пользования должна быть обозначена стоимость передаваемого имущества, отсутствие которой не позволит пользователю правильно учесть данное имущество за балансом и указать в отчетных данных. И это будет следующим нарушением законодательства.
Относительно того, могут ли у налогового органа возникнуть какие-либо вопросы к ТОО, необходимо сказать следующее. По своей сути неотражение в бухгалтерском учете хозяйственной операции, связанной с принятием и использованием чужого имущества, а также искажение отчетных данных, произошедшее по причине неучета в Форме N 5 арендованного торгового и офисного оборудования, представляют нарушение порядка ведения хозяйствующими субъектами бухгалтерского учета, установленного Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170. А в соответствии с п.12 ст.7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" от 21.03.91 N 943-1 (с изм. и доп. внесенными Законом РФ от 25.12.93 N 4549-1) на должностных лиц предприятий, виновных в подобных нарушениях, налагается административный штраф в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного. Если же те же действия в течение года после наложения административного взыскания будут совершены повторно, штраф будет увеличен от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ.
В рассматриваемом случае важно иметь в виду, что в силу ст.36 КоАП РФ при совершении одним лицом более двух административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое нарушение в отдельности.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (налоговой инспекцией) или должностным лицом (налоговым инспектором), взыскание налагается в пределах санкций, установленной за более серьезное нарушение.
Выявить же это нарушение налоговая инспекция сможет в ходе документальной проверки бухгалтерских документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет указанного ТОО, на проведение которой она уполномочена в силу п.1 ст.7 Закона РСФСР "О Госналогслужбе РСФСР".
23.02.96 Ю. Камфер
АКДИ