Наше малое предприятие получает комплектующие изделия из-за границы на условиях отсрочки платежа до 6 месяцев. При получении материальных ценностей мы на таможне в установленном порядке уплачиваем таможенные пошлины, НДС и СН. С поставщиком комплектующих мы расплачиваемся после реализации изготовленной с применением этих комплектующих продукции. Налоговая инспекция не берет в зачет суммы НДС, оплаченные на таможне за оприходованные на предприятии материальные ценности, до момента погашения нами задолженности поставщикам, ссылаясь при этом на последние изменения в Законе "О налоге на добавленную стоимость". Это приводит наше предприятие к банкротству. Права ли налоговая инспекция? Почему не действует в таком случае ст.9 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства"?

Ответ: Действительно, Законом РФ от 25.04.95 N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге не добавленную стоимость" внесены изменения в порядок расчетов предприятий с бюджетом по НДС. В частности, с момента вступления его в силу (с 28.04.95, то есть, практически, начиная с расчетов за май 1995 г.) предприятиям следует принимать в зачет суммы НДС по приобретенным (оприходованным) материальным ценностям сразу после их оплаты поставщикам вне зависимости от момента отнесения материальных ресурсов на издержки производства и обращения.

На наш взгляд, утверждение налогового органа о возможности зачета уплаченных таможенным органам сумм НДС при формировании задолженности перед бюджетом только по мере расчета с поставщиками материальных ресурсов недостаточно корректно. При этом в споре с налоговым органом предприятию следует исходить из следующего.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что рассматриваемая норма закона требует не расчетов с поставщиком за приобретаемые материальные ресурсы вообще, а именно расчетов с ним по налогу на добавленную стоимость. В таком случае предлагаемое налоговой инспекцией прочтение указанной нормы закона с выделением в качестве необходимого условия проведение расчетов по НДС непосредственно с поставщиком не позволяет вообще рассматриваемому предприятию зачесть уплаченные при ввозе товара суммы НДС, поскольку они перечисляются таможенным органам, а не поставщику и не за поставщика. Такой подход противоречит разъясняющим данную норму положениям п.20 (абз.4) Инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.91 N 1 (в редакции от 31.05.95) "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", предусматривающим аналогичный установленному для отечественных товаров порядок учета НДС, уплаченного при ввозе на территорию РФ используемых в производственных целях материальных ресурсов. Поскольку в соответствии с установленным законом порядком зачета НДС по приобретаемым отечественным товарам уплаченный налог в конечном итоге подлежит возмещению, то следует признать, что в качестве ключевого условия зачета НДС по приобретаемым материальным ценностям законодателем установлена не обязательность расчетов с поставщиком, а обязательность перечисления подлежащих оплате сумм НДС, и требование расчетов по НДС с поставщиком применимо лишь при приобретении материальных ресурсов на территории РФ.

Таким образом, оплачиваемые таможенным органам при ввозе относимых на издержки производства материальных ресурсов суммы НДС, по нашему мнению, должны быть зачтены при расчетах с бюджетом по налогу в том отчетном периоде, в котором произведено их перечисление, вне зависимости от порядка расчетов предприятия с поставщиками этих ресурсов. Следует отметить, что работники Госналогслужбы РФ придерживаются иной позиции, изложенной в вопросе, однако, официальные разъяснения по данной проблеме на сегодняшний день отсутствуют. Поэтому в случае разногласий по рассматриваемому вопросу с налоговым органом предприятию придется отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Что касается возможности применения положений Закона РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", предусматривающих сохранение для субъектов малого предпринимательства в случае изменения налогового законодательства действовавших на момент его регистрации более благоприятных условий, то эта норма не подлежит применению предприятиями при расчете налогов до внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты по конкретным налогам (см. Постановление ВС РФ от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства РФ").

15.02.96 О. Лапина

АКДИ