Какие налоговые льготы существуют и предусмотрены на ближайшее время для граждан при строительстве и приобретении жилья, для предприятий при строительстве, реконструкции, эксплуатации жилищного фонда, при инвестировании строительных работ (в частности, путем приобретения жилищных сертификатов)? Облагаются ли налогом доходы банков, полученные от предоставления кредитов на строительство и реконструкцию жилья, а также от использования средств, поступивших на целевые фамильные накопительные жилищные счета?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 января 1996 г. N 04-07-02
Департамент налоговых реформ по вопросу реализации государственной политики поддержки и содействия гражданам в строительстве и приобретения жилья через законодательные акты сообщает следующее.
В целях стимулирования развития в Российской Федерации инвестиционных процессов, направленных на подъем жилищного строительства в стране, государство законодательно предусмотрело нормы, способствующие содействию гражданам в строительстве и приобретении ими жилья.
Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" установлен льготный режим налогообложения для лиц, осуществляющих новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры, дачи или садового домика на территории Российской Федерации.
Согласно пп."в" п.6 ст.3 данного закона установлено, что совокупный доход, полученный этими гражданами в календарном году, уменьшается на суммы, направленные в течение отчетного календарного года, но не более чем в течение трех лет, из своих личных доходов по их письменным заявлениям, представляемым в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту своей основной работы или в налоговый орган по месту постоянного жительства, в пределах пятитысячекратного размера установленной законом минимальной оплаты труда, учитываемой за год, включая суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных учреждениях на эти цели.
Вышеуказанные расходы не исключаются из совокупного годового дохода у физических лиц, для которых жилые дома, или квартиры, или дачи, или садовые домики построены, а полученный кредит на указанные цели погашен за счет собственных средств предприятия, учреждения и организации.
В этом случае Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено льготирование прибыли, направленной на финансирование жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Льгота предоставляется также предприятиям, осуществляющим финансирование жилищного строительства в порядке долевого участия, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.
Что касается вопроса льготирования предприятий, эксплуатирующих жилищный фонд, то согласно Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено льготирование затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий (или в долевом участии) объектов жилищного фонда.
Помимо льгот, предусмотренных указанным законом, органы государственной власти национально-государственных и административно-территориальных образований могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
Кроме того, Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.12.93 N 1278 для граждан Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрело предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, в том числе осуществляемых с помощью банковского кредита.
Указанные выплаты при этом льготированы Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Согласно пп."д" п.1 ст.3 указанного закона не подлежат налогообложению компенсационные выплаты в пределах норм, установленных Правительством России.
Действующим налоговым законодательством предусмотрен ряд льгот при налогообложении доходов, полученных инвесторами по операциям на финансовом рынке. В целях расширения и использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования в жилищной сфере, государством предусмотрено освобождение от налогов доходов, полученных физическими и юридическими лицами по государственным ценным бумагам, выпускаемым Правительством Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, эмитируемым указанными органами власти в целях обеспечения источниками финансирования жилищное строительство в стране. Что касается жилищных сертификатов, эмитируемых хозяйствующими субъектами, то доходы по ним также льготируются. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" доходы, полученные юридическим лицом в виде дивидендов, процентов по ценным бумагам, эмиссируемым в Российской Федерации и принадлежащим им на праве собственности, облагаются налогом в размере 15 процентов у предприятий и 18 процентов у банков.
По вопросу льготирования доходов банков, полученных от предоставления кредитов на строительство и реконструкцию жилья, а также от использования средств, поступивших на целевые фамильные накопительные жилищные счета, сообщаем следующее.
Кредитная политика коммерческих банков и других кредитных организаций опирается на результаты исследования финансового положения предполагаемых ссудозаемщиков, их реальной платежеспособности. Несмотря на то, что Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" было предусмотрено освобождение от налогообложения доходов банков, полученных ими от предоставления инвестиционного кредита на срок три и более года хозяйствующим субъектам, направленного ими на развитие собственной производственной базы, учитывая сложившуюся в стране ситуацию с неплатежеспособностью предприятий банки все в большей мере предпочитают краткосрочное кредитование. Оживление инвестиционной деятельности банков в значительной мере будет зависеть от стабилизации в стране экономики и укрепления финансового положения как самих банков, так и их потенциальных клиентов, а не от расширения перечня налоговых льгот.
Исходя из этих соображений, при рассмотрении депутатами Государственной Думы Федерального Собрания проекта Федерального Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" льгота, предусматривающая освобождение доходов банков, полученных ими от предоставления инвестиционного кредита на срок три и более года, была исключена из действующего закона, так как на практике не оказала какого-либо стимулирующего влияния на расширение инвестиционной деятельности банков.
Активизация инвестиционной деятельности банков на российском рынке будет определяться реальным уровнем рентабельности на произведенные вложения, что зависит в первую очередь от состояния экономики и ее стабильности.
Расширение круга налоговых льгот для банков, приписываемых во многих случаях стремлению государства стимулировать сосредоточение ресурсов общества на важнейших, ключевых направлениях и сферах экономической деятельности, на практике означает простое дотирование банков за счет средств налогоплательщиков.
Что касается вопроса льготного налогообложения налогом на добавленную стоимость при строительстве жилых домов, то сообщаем следующее.
В соответствии с Федеральным Законом от 25.04.95 N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" указанная льгота отменена с 28 апреля 1995 г.
Вопрос о восстановлении ранее действующего порядка неприменения налога на добавленную стоимость при выполнении работ по строительству жилья неоднократно обсуждался депутатами в ходе принятия решений по проекту Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и, в конечном итоге, не был решен положительно.
При этом необходимо отметить, что при обсуждении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отдельно рассматривался вопрос о принятии поправки, предложенной Правительством Российской Федерации, в соответствии с которой суммы налога, уплаченные при выполнении работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней (при условии, что эти средства составляют не менее 30 процентов от стоимости работ) возмещаются заказчику после выхода в эксплуатацию этих домов.
Принятие данного предложения позволило бы сэкономить бюджетные средства при строительстве муниципального жилья для малообеспеченных слоев населения.
Однако, Согласительной комиссией по уточнению основных показателей проекта федерального бюджета на 1996 год, было принято решение не включать в Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" положения о возмещении из бюджета сумм налога по жилищному строительству и учесть этот вопрос при утверждении бюджетного законодательства.
Учитывая, что Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не подписан Президентом Российской Федерации и возвращен на доработку, Министерство финансов Российской Федерации считает целесообразным при его обсуждении в Государственной Думе Российской Федерации повторно рассмотреть вышеуказанное предложение Правительства Российской Федерации.
Одновременно с этим сообщаем, что Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации" было поручено Правительству Российской Федерации при совершенствовании налогового законодательства сократить перечень имеющихся налоговых льгот.
В этих условиях вносить предложение о предоставлении дополнительных льгот в целях стимулирования жилищного стройсбережения и жилищного строительства считаем нецелесообразным.
В то же время сообщаем, что существующий в настоящее время порядок уменьшения налогооблагаемого дохода физических лиц в связи со строительством или приобретением жилья в пределах 5000-кратного размера минимальной заработной платы не отвечает сложившейся социально-экономической ситуации в стране. В то время когда большинство граждан получает ежегодно доходы, не превышающие 200-кратного размера минимальной заработной платы, данная льгота в полной мере может быть использована только лицами со сверхвысокими доходами. Такое положение усиливает социальную несправедливость в обществе.
23.01.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А. И.ИВАНЕЕВ