Предприятие имеет возможность погашать местные налоги своей продукцией (работами, услугами). Может ли оно таким же образом погашать федеральные налоги? Есть ли еще какие-либо пути их погашения? Предприятие находится в картотеке
Ответ: Действительно, предприятие имеет полное право по согласованию с местными органами исполнительной власти погашать задолженность не только по местным, а по всем видам налогов, перечисляемых в территориальные бюджеты, произведенной продукцией. При этом по каждому такому случаю это осуществляется на основании решения Администрации субъекта Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что никаких специальных указаний федеральных органов не нужно, поскольку все это напрямую вытекает из Закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
Что касается использования такого механизма в отношении федерального бюджета, то принятие соответствующего решения по каждому конкретному предприятию находится исключительно в компетенции Министерства финансов РФ.
Но есть и другие законные пути погашения задолженности по налогам федеральному бюджету. Прежде всего, - за счет применения механизма казначейских налоговых освобождений, выдаваемых предприятиям органами федерального казначейства. Эта работа в 1995 году осуществлялась на основании разработанного Минфином и Госналогслужбой "Порядка проведения погашения задолженности Федерального бюджета, связанной с финансированием предприятий и организаций, и задолженности по уплате платежей в доход федерального бюджета в 1995 году" (утвержден 27 января 1995 года). Сумма налогового освобождения определялась исходя из задолженности федерального бюджета перед соответствующим предприятием, образовавшейся в ходе его исполнения, с учетом фактической задолженности предприятия федеральному бюджету по налогам и платежам. К зачету такой задолженности единовременно принималась сумма недоимки в федеральный бюджет по всем видам налогов и платежей, имеющейся по конкретному предприятию, а также начисленных штрафных санкций, включая пеню.
Налоговые же органы по месту регистрации налогоплательщика вели учет погашения задолженности по предприятиям и организациям.
Кроме того, в 1995 году действовал и еще один способ погашения недоимки, относящийся, правда, только к определенному кругу предприятий. Имеется в виду использование "Временного порядка оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям в 1995 году" (разработан в соответствии с п.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.95 N 240 "Об экономических условиях функционирования аграрно-промышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году" и утвержден Правительством Российской Федерации 31 марта 1995 года).
В нем, в частности, установлено, что товарный кредит оформляется в счет погашения задолженности по платежам в федеральный бюджет предприятий топливно-энергетического комплекса, а в случае недостаточности указанной задолженности - в счет будущих налоговых платежей в федеральный бюджет под обязательства Минфина РФ. При этом пени в части задолженности федеральному бюджету по указанным операциям, а также на величину отсроченных платежей в федеральный бюджет, принимаемых в зачет товарного кредита, не начисляются.
12.12.95 В. В.Гусев
Госналогслужба РФ