Правовое регулирование деятельности венчурных фондов в сфере энергетики

(Романова В. В.) ("Российская юстиция", 2013, N 8) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕНЧУРНЫХ ФОНДОВ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

В. В. РОМАНОВА

Романова В. В., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой энергетического права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

Статья посвящена вопросам правового регулирования венчурных фондов как элемента инновационной инфраструктуры в сфере энергетики.

Ключевые слова: венчурные фонды, инфраструктура, энергетика.

The article is devoted to legal regulation of venture funds as part of an innovation infrastructure in the sphere of energy.

На встрече с представителями "деловой двадцатки" Международного форума делового сообщества с участием компаний и бизнес-ассоциаций стран - членов "Группы двадцати" и стран-партнеров, а также ведущих правительственных и коммерческих международных организаций Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул, что инновационное развитие имеет глобальный приоритет и отметил, что полностью поддерживает доводы участников о необходимости активизации инвестирования в инновационные проекты в энергетическом секторе <1>. -------------------------------- <1> Встреча состоялась 20.06.2013 в рамках XVII Петербургского международного экономического форума // http://www. kremlin. ru/ tran-scripts/18378.

Создание устойчивой инновационной системы в сфере энергетики является одной из важнейших стратегических целей государственной энергетической политики в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года <2>. -------------------------------- <2> Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.

Основная задача научно-технической и инновационной политики в энергетическом секторе - обеспечение создания и внедрения новых высокоэффективных технологий в энергетическом секторе. Среди проблемных аспектов указываются в том числе: отсутствие целостной системы взаимодействия науки и бизнеса, недостаточная развитость инновационной инфраструктуры, включая центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года для достижения стратегической цели инновационной и научно-технической политики в энергетике необходимо решение в том числе таких задач, как: создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление производственно-технологической базы топливно-энергетического комплекса; создание системы государственной поддержки и стимулирования деятельности энергетических компаний по разработке и реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих инновационное развитие отраслей российского топливно-энергетического комплекса, а также подобных проектов, реализуемых за рубежом; защита прав на результаты научно-технической деятельности. Анализ проведенных правовых исследований в данной области показывает следующее. Притом что правовое регулирование инновационной деятельности было предметом многих правовых исследований <3>, правовое регулирование инновационной деятельности в сфере энергетики не было предметом отдельного исследования. -------------------------------- <3> См.: Буртовой М. Ю. Административно-правовое регулирование инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. ... к. ю.н. Челябинск, 2011; Евсеева Л. А. правовое регулирование инновационной деятельности: Дис. ... к. ю.н. М., 2005; Мижинский М. Ю. Правовое регулирование налогового стимулирования инновационной деятельности в государствах-членах Европейского союза: Автореф. дис. ... к. ю.н. М., 2006; Тускаев Г. Г. Правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... к. ю.н. М., 2011; Худокормова О. И. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: Дис. ... к. ю.н. М., 2010; и др.

Отдельные аспекты правового регулирования деятельности венчурных фондов как элемента инновационной инфраструктуры неоднократно поднимались в правовой литературе <4>, однако наиболее детально вопросы деятельности венчурных фондов в основном рассматривались в исследованиях, проводимых экономистами <5>. -------------------------------- <4> Безикова Е. В. Венчурные фонды и венчурное финансирование в особых экономических зонах // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сборник статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. С. 150 - 151; Ефимцева Т. В. Правовое положение венчурного фонда // Право и государство: теория и практика. 2009. N 2 (50). С. 38 - 41; Курзенкова Н. Ф. Венчурный Фонд как форма государственно-частного партнерства // Шестые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 10 декабря 2010 г.): Сборник статей: В 7 кн. Кн. 4. Проблемы гражданского, предпринимательского и коммерческого права, гражданского и арбитражного процесса. 2011. С. 193 - 196; Плетнев М. В. Проблемы правового регулирования деятельности венчурных фондов // Юрист. 2008. N 1. С. 39 - 40; Самылина Е. С. Венчурные фонды и инновационная деятельность // Закон. 2006. N 3. С. 42 - 48; Сушкова О. В. Правовой режим венчурных и инвестиционных фондов // Зерцало. 2011. N 2 (9). С. 59 - 67. <5> Борочкин А. А. Разработка методики управления венчурными фондами с государственным участием и ее практическая реализация: Автореф. дис. ... к. э.н. Нижний Новгород, 2010; Гатаулина Е. В. Финансово-организационный механизм обеспечения деятельности венчурных фондов в России: Автореф. дис. ... к. э.н. Санкт-Петербург, 2005; Городнова О. П. Региональные венчурные фонды как источники финансирования инновационной деятельности предприятий региона: Дис. ... к. э.н. М., 2008; Кулебякин К. А. Закрытые паевые инвестиционные фонды венчурных инвестиций как инструмент инновационной деятельности в России: Автореф. дис. ... к. э.н. Ярославль, 2011; Мосейко Д. В. Развитие деятельности венчурных фондов как элементов инфраструктурных элементов инфраструктуры российской инновационной системы: Автореф. дис. ... к. э.н. Волгоград, 2011; Прохорова О. Ю. Развитие региональных венчурных фондов как базового инструмента инновационного инвестирования: Дис. ... к. э.н. Орел, 2011; Соколова Ю. В. Дискретное финансирование венчурных проектов: Автореф. дис. ... к. э.н. М., 2013.

В этой связи хотелось бы остановиться на правовых аспектах регулирования инновационной деятельности в сфере энергетики, включая вопросы создания и деятельности инфраструктурных организаций, в частности венчурных фондов. Прежде всего следует отметить, что на сегодняшний день специальная регламентация инновационной деятельности в сфере энергетики отсутствует. Действующее законодательство, регулирующее инновационную деятельность, базируется прежде всего на Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" <6>. Следует обратить внимание, что понятийный аппарат данного Закона был существенно дополнен в 2011 году, когда в ст. 2 Закона были включены определения инновации, инновационного проекта, инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры <7>. -------------------------------- <6> Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. <7> Федеральный закон от 21.07.2011 N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4602.

Так, согласно ст. 2 данного Закона под инновационным проектом понимается комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов; под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности; под инновационной инфраструктурой согласно данной статье понимается совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг. Положения о финансовом обеспечении инновационной деятельности содержатся в ст. 15 данного Закона, согласно которой финансовое обеспечение инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования и может осуществляться в том числе государственными фондами поддержки инновационной деятельности с указанием на то, что правовое положение государственных фондов определяется законодательством Российской Федерации, и негосударственными фондами поддержки инновационной деятельности, правовое положение которых согласно п. 6 ст. 15 определяется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <8>. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ "О некоммерческих организациях" фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. В соответствии с п. 2 данной статьи фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Регламентация деятельности инвестиционных фондов предусматривается, в частности, в Федеральном законе от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", в Федеральном законе от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"; в Приказе Федеральной службы по финансовым рынкам от 28.12.2010 N 10-79/пз-н "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" <9>. -------------------------------- <9> Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562; Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163; Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28.12.2010 N 10-79/пз-н "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 18.

Общие положения, касающиеся порядка создания и деятельности инвестиционных фондов, закреплены в Федеральном законе от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", согласно которому акционерный инвестиционный фонд - это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные данным Федеральным законом. В соответствии с п. 3 ст. 2 указанного Закона положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на акционерные инвестиционные фонды с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об инвестиционных фондах". Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять деятельность только на основании лицензии, выдаваемой федеральной службой по финансовым рынкам. В данном Законе не содержится термин "венчурный фонд" <10>. В Законе закреплены положения об акциях акционерного инвестиционного фонда, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Положение о том, что к таким фондам относятся венчурные, содержится в п. 1.3 Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденного Приказом ФСФР от 28.12.2010 N 10-79/пз-н. -------------------------------- <10> В правовой литературе представлены разные понятия венчурного фонда. Так, напр., М. В. Плетнев определяет венчурный фонд как обособленный имущественный комплекс, состоящий в том числе из добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц, связанных с риском неполучения доходов, с целью осуществления совместных инвестиций в научно-технической и инновационной сферах" (См.: Плетнев М. В. Проблемы правового регулирования деятельности венчурных фондов // Юрист, 2008. N 1. С. 40); Е. С. Самылина определяет венчурные фонды как специализированные финансовые институты, созданные для работы в зоне наибольшего риска (См.: Самылина Е. С. Венчурные фонды и инновационная деятельность // Закон. 2006. N 3. С. 43).

Согласно подп. 6 п. 1.2 данного Положения венчурные инвестиции приравниваются к особо рисковым инвестициям, что и отражено в названии такого фонда - "фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций". Раздел VII данного Положения содержит особенные требования к составу и структуре активов фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций. Так, согласно п. 7.2 в состав активов данного фонда не могут входить доли российских обществ с ограниченной ответственностью и акции российских акционерных обществ, если указанные общества являются аффилированными лицами специализированного депозитария, аудитора, оценщика, регистратором акционерного инвестиционного фонда, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, либо осуществляют определенные виды деятельности, в том числе страховую, аудиторскую, оценочную, строительную и другие. Правовой анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, показывает, что данная регламентация не относится к категории упрощенной. Не случайно в правовой литературе неоднократно обращалось внимание на то, что отсутствие специальной регламентации создания и деятельности венчурных фондов осложняет активное развитие и использование данного элемента инновационной инфраструктуры <11>. -------------------------------- <11> См., напр.: Ефимцева Т. В. Правовое положение венчурного фонда // Право и государство: теория и практика. 2009. N 2 (50). С. 39 - 40; Плетнев М. В. Проблемы правового регулирования деятельности венчурных фондов // Юрист. 2008. N 1. С. 40; Сушкова О. В. Правовой режим венчурных и инвестиционных фондов // Зерцало. 2011. N 2 (9). С. 65.

Вместе с тем венчурные фонды относятся к одному из востребованных элементов инновационной инфраструктуры. Данное обстоятельство обусловлено прежде всего тем, что и сама инновационная деятельность относится к категории особо рисковой. Инновационные проекты отличаются повышенной сложностью, что особенно характерно для энергетического сектора, сложностью работ по строительству и модернизации энергетических объектов, что связано как с основным назначением энергетического объекта, предназначенного для производства, переработки, передачи, хранения того или иного вида энергетического ресурса, так и с необходимостью обеспечения при этом энергетической безопасности. Наиболее сложными вопросами регламентации представляются вопросы, связанные с возвратностью венчурных инвестиций, поскольку, с одной стороны, понятие особого риска означает изначальное согласие с возможностью неполучения дохода, с другой - венчурные инвестиции не являются пожертвованием, соответственно, стимулирующим фактором развития таких фондов могут быть дополнительные гарантии инвесторам, предусматривающие выплаты соответствующих компенсаций в денежном или ином виде, согласованном с инвесторами на начальной стадии реализации инновационного проекта. Особую актуальность приобретают при этом вопросы, связанные с защитой прав на интеллектуальную собственность, поскольку отсутствие надлежащей защиты данных прав неизбежно приведет к демотивации проведения инновационных проектов, о чем справедливо указал Президент Российской Федерации В. В. Путин <12>. -------------------------------- <12> Выступление на встрече с представителями "деловой двадцатки" Международного форума делового сообщества с участием компаний и бизнес-ассоциаций стран - членов "Группы двадцати" и стран-партнеров 20.06.2013 года. Встреча состоялась в рамках XVII Петербургского международного экономического форума // http://www. kremlin. ru/ transcripts/18378.

Название документа